Контрольная работа: Анализ конфликта из произведения А. Вампилова "Свидание"
Объект конфликта : социальные потребности.
Предмет : потребность в любви, дружбе, самоутверждении.
Тип конфликта:
1) по количеству действующих лиц – парный;
2) по длительности – кратковременный;
3) по объему – порциальтный;
4) по соотношению статусов – горизонтальный;
5) по характеру проявления – эмоциональный;
6) по сфере деятельности – бытовой;
7) по характеру оснований для вступления в конфликт – истинный простой;
8) по типу социальных отношений – межличностный;
Причины возникновения конфликта: возможность удовлетворить актуализированные у участников конфликта потребности, составляющие его предмет, мотивирует их стремление во что бы то ни стало попасть на свидание. Социальные установки и ценности участников способствуют возникновению конфликта и возрастанию его эмоциональной напряженности, т.к. оба молодых человека считают недопустимым опаздывать на свидание. Кроме того, каждый из участников хочет самоутвердиться, не уступив другому. Это, а также личностные особенности конфликтующих, являющиеся одной из причин конфликта, обуславливает выбор неконструктивных стратегий ведения конфликта обеими сторонами.
Объективные составляющие конфликта
Участники:
1) основные:студент и девушка, опаздывающие на свидание;
2) инициатор: студент
3) другие участники: сапожник, усиливающий эмоциональное напряжение.
Психологические составляющие конфликта
Мотив сторон: Удовлетворение потребности в любви, дружбе, уважении (мотив афиллиации), самоутверждении.
Цели: Успеть на свидание, самоутвердиться, не уступив антагонисту.
Стратегии поведения участников конфликта: соперничество, избегание.
Динамика конфликта
Конфликтная ситуация как стадия конфликта в данном случае не выявлена, взаимодействие сторон конфликта начинается сразу со столкновения, то есть с инцидента.
Инцидент: объективно-нецеленаправленный – сапожник срочно ремонтирует студенту обувь, т. к. он опаздывает и в это время девушка, сломавшая только что каблук, просит парня пропустить ее вне очереди.
Студент: стремясь отстоять свои интересы, парень выражает возмущение и несогласие с традициями уступать женщинам. Заявляет, что она ему не нравится.
Девушка: пытается избежать конфликта, но при этом добиться своей цели. Применяет прием манипуляции (апеллирует к личности оппонента, стремится вызвать сострадание).
Эскалация конфликта: с началаперехода от латентного к активному противоборству, все возможности компромисса упущены. Участники обмениваются колкостями и саркастическими высказываниями, ищут поддержки у третьего лица (сапожника).
Далее последовали оскорбления и грубости с обеих сторон.
Разрешение конфликта: за счет получения новых сведений об оппоненте происходит обесценивание объекта и предмета конфликта. Можно предположить два варианта развития данного конфликта. Первый: девушка и юноша полностью исключат возможность дальнейшего развития каких-либо отношений (конструктивных или деструктивных), т. к. девушка не позволит этому юноше предпринять попытки возобновить общение, а юноша, скорее всего не осмелится предпринимать настойчивые действия после такого «представления». Второй: в процессе конфликта между молодыми людьми возникла взаимная личная неприязнь, поэтому в случае возникновения ситуации повторного общения может разгореться новый латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.
Александр Вампилов, "Избранное". М., Согласие, 1999 OCR Бычков М.Н. mailto:[email protected] ??????? ????. ????? ????????? ??????. ? ???? ???????????? ???? ????? ????????, ????????? ?? ????????-????????. ??? ????????? ????????????? ???????? ? ????????? ????????????????, ???????, ? ??????? ??????????. ????? ??? ?????????, ??????????? - ??? ? ?????????? ???????. ? ???? ???????? ??????? ??????? ? ????? ??????? ? ????????? ? ?????????? ??????.???????. ????????????!????????. ?????? ????!???????. ????????? ??? ???????????????. ??????? ?? ????. ? ???? ???????? ??? ????? ????????? ??????????...??????? (?????????? ?? ??????? ? ?????? ???????). ???????? ???????????. ???????? ?????? ?? ????? ??? ????... ??? ???????? ?????? ???? ?? ??? ?? ?? ?? ?????.????????. ?? ?????? ???????: ?? ??? ?? ??? ???? ?? ??????? (??????????? ????????.) ???????? ???????????...??????? (???????? ? ?????????????). ?????? ??????!????????. ???????????????. ??????. ? ?? ?? ??????????? ? ??????????? ????????.????????. ???????? ??????. ?? ?????????? ? ?????????? ???????.???????. ?????? ??????.????????. ????? ????? ????? ???????? ??????? - ?? ??? ???? ? ?????... ? ?????, ??? ???????, ? ????? ??? ???????? ????-?? ???????.???????. ??-??!????????. ???????, ???????, ????????? ??????? - ???????? ??????!???????. ?? ??????... ??????? ?????????????? ????? ??????? ? ????????? - ???????? ??????. ??????, ???? ? ????! ?? ???????: ??? ????? ???????. ??????????? ??????????.????????. ??? ?, ?????. ? ???????? ??-???????.???????. ???-?? ??? ???????, ??? ??, ??????, ?????? ?? ????? ?????.???????? (?????????? ?? ??????). ?????? ??? ?? ?????? ????? ????? ???. ??? ??? ?????? ?????????????????????? ??????????, ??????????? ?? ????? ?????? ????? ?????? ??????, ????? ????... ?????, ???????-??, ???????-??, ??? ? ????, ??? ? ????!?????????? ???? ???????, ??????? ????????????? ? ????? ??????, ????? ??????????? ? ????????? ?? ???????.??????? (? ?????????). ??????! (?????????????.) ????????! ??? ??????!???????? (???????). ????? ??????!??????? (???????, ?????????? ?? ????). ????????? ??????, ????????, ??????????.???????. ?? ??????, ?????? ?????.???????. ?? ???????, ?? ????????. ??? ?????? ???????.???????. ??? ???? ???????.???????. ?? ??????? ? ?????????.???????? (???????). ????????? ???? ??????...???????. ?? ? ???? ??????! ? ?????????.???????. ?? ?? ?????? ?????... ?????? ????????.???????. ???? ? ?? ????????. ?????????... ?? ???? ??? ???????? ????????.???????. ?????????... ???????, ???? ????...???????. ????? ??? ?? ???... (??????? ?? ????.) ????????????, ????????.??????? (??????? ?? ????, ??????????). ? ?? ?????? ?? ? ????????????, ?? ???????????? ??????????, ????????????...???????. ???????? ? ????????????????? ? ???? ????? ???, ? ???? ?? ??????????. ??, ? ????? ??????. ? ?? ?? ???? ? ???? ???????? ??????. ?????? ????, ???? ?? ?? ??? ???????????...???????. ?? ?????? ??! ??, ??... (??????????, ?????? ????. ????.) ?? ??????... ? ????? ???, ?? ?????????, ?????... ? ???? ????????? ???... ??? ?????? ????????. ???????? ??????, ?? ???? ????? ??????? ???????...???????. ?? ???????????. ??? ???????, ????? ????, ???? ??????? ?? ????? ??? ??????. ? ?????? ?? ???????, ??? ???? ??????? ????? ?????? (?????????.) ???????, ????????, ??????? ??? ???? ??, ???????, ?????? ??? ????????, ??? ??????????????? ????? ??????? ?? ????????????? ? ???????????. ??????, ??? ?????-?? ?????? ??????????? ????? ???? ?????? ???????? ??? ?????? ????????? ????? ?? ??????, ???????????? ???? ? ?????? ? ??????, ? ?????? ?????? ???????? ?? ???? ?????? ???????. ?, ????????, ??????? ??? ?? ???? ?????????? ????????, ????? ??????? ?????, ? ???????, ?????? ? ?????? ?????. ?? ???????? ? ???????? ????? - ? ??? ??????? ???????, ????? ? ??? ??????. (??????? ?? ????.) ???, ??????, ??. ?? ????????? ?? ??? ? ??????? ???????????: "???????? ??? ???? ???????!" ? ????? ?????! ? ?? ????, ?? ???? ??????????? ???? ?????? ? ?????? ?? ????? ?????????, ??????????? ????? ? ?????????. ?? ???????????. ??? ???? ?????? ? ???????. ??, ? ???????, ??????????? ??? ? ??? ???????. ??????? - ????? ?? ???? ???????, ????? ? ??????? ???. ?? ??? ??? ????? ????????? (?????????). ???????? ????? ???????? ???????? ????.???????. ??? ????? ????? ?? ??? ?????????. (??????? ?? ????.) ????????????, ????????! ???????? ??????!????????. ????, ????? ????? ???????? ??? ?????? ? ?????? ??????????????. ??? ????? ??????? ?? ?????? ??????.???????. ?? ??????? ?? ??????...??????? (?????????). ???, ??? ?? - ???! (?????????.) ??????? ????? ?????? ?? ????????? ??????????????? (? ??????). ????????????????. ????, ?? ??????.??????? (??????? ?? ????). ????????! (??????????). ??... ?? ????? ?????? ???...??????? (???????). ??... ?? - ?????..??????? (??????). ???! ??? ??? ??... ??-??-??! ???????! ??-??-??!... ????????! ?? ?????? ???????. (?????? ??????.)????????. ? ??? ????? ????????, ???? ?? ???...??????? (????????). ??????? ? ?????? ???????! ?????? ??????... ?????? ???????...???????? (??????? ?? ???????????). ? ??? ???????????? (??????). ? ??? ????! ? ??? ????! ???? ? ??? ??? ???????? ??????????. ?????? ????????! ??? ?????? ? ???????? ???? ???????, ?????? ???? ? ?????????? ??????. ????? ????????? ? ?????! ??????????... ?????? ? ????????????. ???? ??????? ????????...????????. ??-??... ?????? ???? ??????...???????. ?????, ?????? ?????! ???? ??????? ???? ????! ????????? ?? ??????? ???????.