Контрольная работа: Аудиторские риски. Аудит расчетов
Содержание
1. Аудиторский риск и его оценка. 3
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами 6
3. Аудит расчетов по претензиям. 7
Список использованных источников. 9
1. Аудиторский риск и его оценка
Аудиторский риск – это предпринимательский риск аудитора, представляющий собой оценку риска неэффективности аудиторской проверки. Аудиторский риск базируется на оценке риска неэффективности системы учета клиента, риска неэффективности системы клиента, риска невыявления ошибок клиента аудиторами.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность в бухгалтерской отчетности экономического субъекта не выявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверждения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов: неотъемлемый риск; риск средств контроля; риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки.
Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большого количества градаций при оценках рисков либо об использовании для оценки рисков количественных показателей.
При проведении аудита аудитор должен принять необходимые меры для того, чтобы снизить аудиторский риск до разумного минимального уровня.
Неотъемлемый риск отражает подверженность сальдо счетов или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или групп однотипных операций при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
- на уровне бухгалтерской отчетности – опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период, например неопытность руководства может повлиять на подготовку бухгалтерской отчетности аудиторского лица.
- на уровне сальдо счета и группы однотипных операций – счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям, например статьи, требующие корректировки в предыдущее периоды или связанные с большой ролью субъективной оценки.
Риск средств контроля означает риск, того, что искажение, которое может иметь место в отношении сальдо (остатков) счета или группы однотипных операций и которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или групп однотипных операций, не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Предварительная оценка риска средств контроля представляет собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений. Определенный риск средств контроля всегда имеет место в силу ограничений, присущих любой системе бухгалтерского и внутреннего контроля.
Аудиторская оценка компонентов аудиторского риска может изменяться в процессе аудита; например, в ходе процедур проверки по существу аудитор может получить информацию, значительно отличающуюся от той, на основе которой он сделал первоначальную оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля. В таких случаях аудитору необходимо внести изменения в запланированные процедуры проверки по существу, основываясь на пересмотренных оценках неотъемлемого риска и риска средств контроля.
Чем выше оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля, тем больше аудиторских доказательств аудитору необходимо получить в ходе процедур проверки по существу. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля оцениваются как высокие, то аудитору необходимо определить, смогут ли процедуры проверки по существу предоставить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы снизить риск необнаружения и следовательно, аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. В том случае, когда аудитор устанавливает, что риск необнаружения в отношении предпосылки подготовки бухгалтерской отчетности применительно к существенному сальдо счета или группе однотипных операций не может быть снижен до приемлемо низкого уровня, ему следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения.
В рабочих документах аудита отражаются понимания и оценка риска средств контроля. Аудитору необходимо изложить полученное понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта и оценку риска средств контроля. В том, случае, если оценка риска средств контроля ниже высокой, обоснование данного вывода также должно быть отражено в рабочих документов.
Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:
оценочный (интуитивный);
количественный.
Оценочный (интуитивный) метод, наиболее широко применяющийся российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. Эта модель является основой планирования аудита, так как позволяет понять взаимосвязь отдельных составляющих аудиторского риска и оценить объем тестирования.
Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.
2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами
Счета 60, 62, 76 - проверка и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете, правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности, правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий, правильности оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности, правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества, правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с дочерними (зависимыми) обществами, правильности и эффективности ведения аналитического учета дебиторов и кредиторов, эффективности работы предприятия по минимизации дебиторской задолженности; изучение причин образования дебиторской задолженности; выявление принимаются ли меры к взысканию дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств; проверка и подтверждение правильности списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, правильности отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными), правильности ведения аналитического и синтетического учета и составления бухгалтерских проводок по соответствующим счетам.
3. Аудит расчетов по претензиям
Счета 73, 94 и др. – проверка своевременности предъявления претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу и недостачу груза в пути и т.д. выяснение своевременности принятых мер по возмещению нанесенного ущерба, проверка обоснованности претензий, подтверждение законности списания претензионных сумм на издержки производства и финансовые результаты; проверка расчетов по недостачам, растратам и хищениям; установление соблюдению сроков, порядка рассмотрения случаев недостач, потерь и растрат; проверка правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям; изучение причин, вызвавших недостачи, растраты и хищения; проверка, по всем ли дебиторам (должникам) имеются обязательства о погашении задолженности или исполнительные листы, систематически ли поступают суммы и погашение задолженности, какие меры принимаются к должникам, от которых прекратились поступления денег, и т.п.
Список использованных источников
1. Шемет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник (ГРИФ). – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 448 с.
2. Горожанкина Е.А. Аудит: Учебник. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. – 368 с.
3. Сонин А.М. Внутренний аудит: современный подход / АМ. Сонин. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 64 с.
4. Шлендер П.Э. Аудит: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2007. – 197 с.
5. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П, Аудит: Учебник (ГРИФ). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.
6. Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит: Учебник (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2006. – 288 с.