Контрольная работа: Методика изобразительной деятельности и роль оригами
План:
1. Виды изобразительной деятельности и их значение в воспитании.
2 . Роль оригами в развитии творческого воображения.
Список литературы
1. Виды изобразительной деятельности и их значение в воспитании
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
????? ??????? ????? ????? ??????? ????????, ??????????. ??????? ??? ??????? ???????, ????? ????? ?????????? ? ????? ????????, ???????????, ???????? ?????????? ? ???, ??? ?????, ??????, ???????.??????????????? ???????????? ???????, ??????? ?? ?????? ???????? ??????????, ????????? ? ???????????????? ??????????? ?? ??????? ?????????.?? ????? ??????? ? ??????? ???????????? ?????????? ???????????, ?????????? ????????, ??????? ?????? ??? ??????????? ? ??????????????? ?????????, ? ??????? ??????????, ??????? ???????????? ????????? ?????????????? ????????????.??????????????? ???????????? ???????????? ??? ??? ?????????????? ???????????? ?????? ?????? ?????????????, ?????????? ????????. ??????? ?????? ????????? ??? ????? ??? ???????: ?? ?????? ????? ?????? ?????????? ?????????????, ???????? ?????????? ????????????????, ??????????? ???????????? ??????? ? ?????????????, ????????? ???????? ???????? ? ???????????, ????? ????? ???????? ???????? ???????????, ????????? ?? ?????????????? ??????????.??????? ???????? ?????? ???? ????????? ?? ???????? ???????? ???????????????? ??????????, ?? ?????????? ????????? ??????????? ?? ??????????? ????, ???????????? ?????????? ? ?????????.?????????, ?????, ?????????? ? ???? ??????????????? ????????????, ???????? ?????????? ??????? ? ???????? ????????? ????????????????.??????????????? ???????????? ? ???? ?? ????? ?????????? ??? ????? ??????????? ????????.??????????????? ???????????? ? ??? ????????????? ???????? ???????? ????????????????. ??? ?????? ?????????????? ???????????? ????? ??????? ???????? ??? ??????????? ?????????? ?????.????????? ??????? ?????????? ?????????? ??? ????????????????? ??????????? ?????????? ? ??????????. ??? ???? ????? ??????????, ???????? ?????-???? ???????, ???? ?????????????? ?????? ? ??? ????????????, ????????? ??? ?????, ????????, ????, ??????????? ???????????? ??????.??? ??????????? ???????? ????? ????? ??????? ???????? ??????????? ?????????? ?????? ?????? ?? ?????? ????????????? ? ???????????? ???? ????????????????? ???????????? ????????? ??????????? ????, ????????? ?????????, ???????????? ???????? ??????.??? ??????????? ?????????? ??? ??????????? ?????????? ????????? ? ??????? ????? ???????? ???????? ????? ?? ???????????? ????, ??????? (??????? ? ????????), ?????? (???????? ? ?????? ??????? ????), ?????? ???????????????? ???????????? ????????? ? ?????? (????? ?????, ??????, ????? ?????, ????? ??????? ? ?????? ???????????? ? ?.?.); ?????? ??????????? ????? ????? ???? ??????????? ??-???????.????????? ??????????, ??????, ??????????? ???? ?????????? ? ??????????? (??????, ??????, ?????, ??? ? ??.), ? ?? ??????????, ?????????????? ?????????????, ??????????? ?????? ??????.???????? ??????????????? ???????????? ??? ???????????? ????? ???????????? ????????, ??? ??????, ?????????, ??????, ?????????.?? ?????? ???????? ????????? ?? ????? ????????? ???????? ???????? ??????????? ? ???????, ?????. ????????, ????? ??????? ?????, ??????, ?????????, ?????? ??? ???????? (???????? ??????? ??????? ????? ??? ????? ??????? ?????), ?????????? ????????? ??????? ?????????? ??? ????? ?????????????? ??????????.??????????? ??????? ??????????? ?? ????? ?????? ? ??????? ?????????? ?? ????? ???????. ???????? ????????? ? ?? ???????, ????????????? ??????????? ?????, ???????????? ? ????????.?? ???????? ?? ??????????????? ???????????? ??????????? ???? ?????: ???????? ? ???????? ????, ?????? ? ?? ????????, ???????????????? ??????????? ???????????? ?????????? ???????; ???????????? ? ???????? ?????????? ?? ??????????, ??? ???????????? ?????????, ????????, ? ????? ??? ?????????????? ???????????, ??????????? ? ?????? ?????????? ???????????? ?????? ?? ?????????? ?????????? ?????? ? ???????????? ??????? ????.??? ????????? ?????????, ??? ????????????? ?????? ????? ????????????, ??????????? ???????? ????? ??????? ???????? ????? ?? ????????, ??????, ??????, ??????? ??? ??????????? ? ???????? ?????????, ?????????? ? ???????????????.??????????????? ???????????? ????? ??????? ? ????????? ???????????.???????????? ????????????? ? ????????? ??????? ???????? ?????? ?? ?? ????????? ? ?????????, ?????, ?????, ????????, ????????? ? ????????????.???? ?????????? ? ???????? ??? ????????, ?????????? ????????, ??????? ???????? ? ????????, ?? ???? ?????????? ?????????? ????????.????? ???????, ??????????????? ???????????? ??????????? ?????????? ?????????? ? ???????? ????????-????????? ????????. ??????? ??????????????? ?????????? ????? ???????????? ??????????????. ??????? ??????, ?????, ???????????? ?? ?????? ??? ????, ?? ? ??? ??????????. ??? ???????, ????? ??? ??????? ???-?? ??????, ????? ???????????? ?? ??????.???????????? ?????????????? ???????? ???????????????? ?????????? ??????????? ? ? ???, ??? ? ????? ?????? ???? ???????? ??????? ???????????? ?????.???????? ??????? ??????????????? ????????????? ??? ????????????? ?????????? ??????????? ????? ? ???, ??? ? ???????? ???? ??????? ? ????? ????????????? ???????????-??????? ????????: ??????????? ? ?????? ???????? ??????? ?? ?????, ?????????????? ? ??????????????? ??????????, ???????? ????????, ???????????? ????????? ? ?.?.??????????????? ???????????? ?????? ???? ???????????? ??? ?????????? ? ????? ???????, ??????????????, ??? ?????????? ??? ??????????? ??????, ??????? ????????? ? ???.? ???????? ??????????????? ???????????? ?????????? ?????????? ? ?????????? ??????????. ??? ???????? ???????, ?????, ?????????? ?????????? ????????? ??????, ??????????? ???????? ????????, ???????? ????????????? ????????. ??????????????? ???????????? ???????????? ???? ?? ???????????? ?????????, ????????? ???????? ??????, ?????????? ????????? ????????.??????? ? ????? ????????? ??????? ? ???????? ????????? ??? ?????, ? ?????? ???????????? ??? ?? ??????; ?????????? ?????????? ????? ?????? ?????????? ? ??????? ???????? ?????????, ??????? ???????????? ???????????.??????????? ?????????? ??????? ????????????? ????????, ??????? ??????? ????? ????? ??? ?????????? ????? ????????????? ?????, ??????????? ?????? ????????, ??????? ???????? ?? ??????????? ???? ????????????????.???????? ???????? ?????? ? ??????? ??????? ? ????????? ????? ??????? ??????? ????????, ??? ????????, ????????, ????????. ? ????? ????????????? ?????? ?????????, ?????????? ????????? ??????????. ???????????? ??????????, ??????? ???????????????? ???????????? ??????? ????? ? ?????????? ? ???????? ? ?????? ??????? ????.???????? ???????? ??????????????? ???????????? ??????????? ? ???, ??? ??? ???????? ????????? ????????????? ??????????.? ???????? ??????????????? ???????????? ????????? ????????????? ??????? ??? ???????? ????????????? ?????????? ? ??????, ??????? ?????????? ????????? ? ???????????? ???????, ????????????? ???????????? ????????????? ????????? ? ????????????????.???????????????? ???????????? ???????, ??????? ????????? ??? ?????????? ????????? ????????, ???????? ????????? ???????????? ????????: ??????? ?????, ??????? ?????????, ??????? ?????, ??????? ?????.Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус. . В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.
Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.).
Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Воспитатель предлагает детям такое содержание для рисунка, лепки, аппликации, которое вызывало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы оно было интересно для ребенка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше: например, так предложить нарисовать дом, чтобы у детей возникло желание пофантазировать и придумать "свой" дом, с присущими только ему выразительными чертами. Это может быть дача для детского сада или здание новой школы, дом для зайчика или для Снегурочки и т. д. Дом получает характеристику, свой индивидуальный облик.
Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет.Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.
Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношений к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.
Характеристика эстетических свойств предметов, созданных человеком, близка их идейно-нравственной оценке. За вещами стоит труд людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо людей, для их счастья, воспринимается как прекрасное. Для детей понятнее это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета.
Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокое качество будет соответствовать возможностям детей данного возраста.
Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.
Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.
Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.
2. Роль оригами в развитии творческого воображения
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитию воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Творческие способности следует начинать развивать как можно раньше, и процесс этот должен быть безостановочным.
При развитии потребностей и интересов в творчестве наши педагоги используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка.
Оригами — этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами — искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами — мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор — мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас "однорукие": мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.
Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Как показывает опыт, начинать занятия можно даже совсем взрослому человеку. А самые маленькие ученики были сначала примерно шести лет. Потом снизили планку до пяти. Затем стало ясно, что некоторые задания прекрасно могут выполнить и малыш трех-четырех лет. Конечно, для таких маленьких приходится придумывать особые подходы. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут. Можно, например, придумать игру с лужей: берете в руки листок голубой бумаги и начинаете быстро загибать уголки разной, совершенно произвольной величины, так что получается неровный овал. Такую лужу может сделать любой малыш, и у каждого получится своя лужа. Затем сделать с ними головастиков — это тоже несложная фигурка. Головастик подрос, стал лягушонком и пошел в школу — это совсем простой вариант. Из лягушонка потом выросла фигурка посложнее — лягушка. И она прыгнула в лужу. Все вернулось на круги своя. Посмотрите, какой интересный путь прошли дети: сначала простое, потом чуть посложнее, потом опять отступили на шажок назад.
Малышам нравиться заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое — а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно, зато свое. Сначала можно сделать очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки разноцветной бумаги — это будут яблоки, огурцы, помидоры — и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или "законсервировать" в банке, сделанной из большого листа бумаги. На Рождество можно сделать елочную лампу из зеленой бумаги и на ней колокольчик — получится подарок маме. Мамы хранят это подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе елочку, кораблик, лисенка? Получается, что оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.
А ребята уже постарше (средняя группа детского сада) легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль — обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.
Список литературы:
1. Выгонов В.В Практикум По трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. –М.: "Академия ", 1999- 256 с.
2 .Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие длястудентов педагогических институтов. М., "Просвещение", 1977