Курсовая работа: Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности

1. Введение.

2. Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой

деятельности.

3. Эмоциональное выгорание: виды, причины, последствия.

4. Ñïåöèôèêà ïðîôåññèîíàëüíîé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè.

5. Методы повышения эффективности профессиональной трудовой деятельности.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

1. Введение.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов (Б.Г. Ананьев, 1977; Е.А. Климов, 1996; А.К. Маркова, 1996; А.И. Папкин, 1996, 1998; К.К. Платонов, 1970; А.М. Столяренко, 1987, 1990; Л.Б. Филонов, 1981 и другие). Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации специалиста.

Вопрос, связанный с профессиональным становлением, и личностным развитием, обсуждается в работах отечественных и зарубежных авторов – Б.Г. Ананьева (1977), С.Б. Братуся (1980), Л.С. Выготского (1984), Е.А. Климова (1996), И.С. Кона (1979), Л.Ф. Обуховой (1996), А.И. Папкина (1996), Л.Б. Филонова (1981,1992), З.Фрейда (1989), Э.Эриксона (1996) и других. Отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональное становление. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие профессиональной деформации.

Изучение публикаций по теме показало, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности – ее психических процессах, состояниях, свойствах и ее социально-психологических чертах, проявляющихся в поведении. Возникновение профессиональной деформации может начаться как с преобразований социально-психологического характера, таки с преобразований психических функций.

Êàê óòâåðæäàåò À.Ê. Ìàðêîâà (1996), ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåôîðìàöèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ íåãàòèâíûõ èçìåíåíèé â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è â ïîâåäåíèè. Ïîäòâåðæäàþò åå ìûñëü è äðóãèå àâòîðû, îäíîçíà÷íî ñâÿçûâàÿ îáñóæäàåìîå ÿâëåíèå ñ íåãàòèâíûìè èçìåíåíèÿìè ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè (Ã.Ã. Ðîìàíîâè÷, Â.È. Áàòþê, 1998). Íàïðèìåð, ïîäðàçóìåâàþòñÿ ñòåðåîòèïû ïîâåäåíèÿ (Ð.Ì. Ãðàíîâñêàÿ, 1988), ïðîôåññèîíàëüíûå ïðèâû÷êè, ñòèëü îáùåíèÿ (Ë.Í. Êîðíååâà, 1991) è íàâûêè (Â.Ë. Âàñèëüåâ, 1976), êîòîðûå çàòðóäíÿþò óñïåøíîå îñóùåñòâëåíèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïðîÿâëåíèÿìè ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ïðè ýòîì ìîãóò áûòü ôîðìàëüíîå îòíîøåíèå ê âûïîëíåíèþ ôóíêöèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé (Ã.Ã. Ðîìàíîâè÷, Â.È. Áàòþê, 1988), ïåðåíîñ áîëüøåé äîëè ñïåöèôè÷åñêèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ äåéñòâèé, ñòåðåîòèïîâ è óñòàíîâîê íà ïîâåäåíèå âíå ðàáîòû (Ð.Ì. Ãðàíîâñêàÿ, 1988; Ë.Í. Êîðíååâà, 1991) è äðóãèå. Ïî ìíåíèþ äðóãèõ àâòîðîâ, îáñóæäàåìîå ÿâëåíèå âûçûâàåò íåæåëàòåëüíîå ïðåîáðàçîâàíèÿ è ñîáñòâåííî ïñèõè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê èíäèâèäà (Ä.Ï. Êîòîâ, Ã.Ã. Øèõàíöîâ, 1976). Ðå÷ü èäåò î ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññàõ, ñîñòîÿíèÿõ, ñâîéñòâàõ, êà÷åñòâàõ, è ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè, âêëþ÷àÿ åå ñîçíàòåëüíûå è ïîäñîçíàòåëüíûå êîìïîíåíòû (Â.È. Áåëîñëóäöåâ, È.È. Ñîêîëîâ, 1995; Â.Ñ. Ìåäâåäåâ, 1996; Â.À. Ëàçàðåâà, 1987). Ýòè ïðåîáðàçîâàíèÿ âëåêóò çà ñîáîé èçìåíåíèÿ â îòðèöàòåëüíóþ ñòîðîíó ïðîôåññèîíàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ëè÷íîñòè è åå ñêëîííîñòåé (Â.Ë. Âàñèëüåâ, 1976; À.Â. Áóäàíîâ, 1992).

Профессиональной деформации более подвержены представители тех профессий, которые работают с людьми – врачи, педагоги, психологи (С.П. Безносов, 1987). В исследовании С.В. Кондратьевой показано, что по мере роста стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, снижая тем самым эффективность воздействия на него (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация проявляется у врачей в профессиональном жаргоне, возникающем в результате экономии времени. Так, сдавая дела перед уходом в отпуск, один врач сказал другому: »Сейчас на отделении три почки, два желудка и один желчный пузырь». Способствуя скорости общения с коллегами, жаргон в то же время плохо действует на больных, которым не нравится, когда личность больного считают лишь придатком к больному органу (Г.М. Грановская, 1988). Профессиональная деформация психологов проявляется в потере способности удивляться. За время своей работы практический психолог встречает тысячи различных житейских ситуаций, общается с огромным количеством самых разных людей. Нормальной реакцией является овладением этим потоком информации: ограничение восприятия, построение типологий и др. Это накладывает отпечаток, как на профессиональную деятельность, так и на личную жизнь специалиста. Встречая что-либо новое на своем жизненном пути, человек редко удивляется этому, поскольку это для него не является новым, с этим, или подобным этому, он уже встречался. Жизнь он наблюдает сквозь координатную сетку классификаций (Д.Т. Трунов 1998).


2. Личностные особенности: особенности проявления в профессиональной трудовой деятельности.

Äëÿ ïñèõîëîãèè òðóäà îñîáîå çíà÷åíèå èìååò èññëåäîâàíèå çàêîíîìåðíîñòåé ôîðìèðîâàíèÿ è ïðîÿâëåíèÿ ëè÷íîñòè â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Àíàëèç ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè êàê ñëîæíîé ñèñòåìû âçàèìîäåéñòâèÿ ñóáúåêòà è îáúåêòà ïðåäïîëàãàåò âûÿâëåíèå èçìåíåíèé, ïðîèñõîäÿùèõ â ñóáúåêòå ïðè èçìåíåíèè îáúåêòà è óñëîâèé äåÿòåëüíîñòè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, èçìåíåíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè âûçûâàþòñÿ ðàçâèòèåì ñàìîãî îáùåñòâà. Òàê, âîçíèêíîâåíèå íîâûõ ìàòåðèàëîâ, èçìåíåíèå îðóäèé è ñðåäñòâ òðóäà, äèôôåðåíöèàöèÿ è èíòåãðàöèÿ òðóäîâûõ ôóíêöèé ïðèâîäÿò ê èçìåíåíèþ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ïîÿâëåíèþ íîâûõ âèäîâ ïðîôåññèé. Âìåñòå ñ òåì ìíîãèå ïðîôåññèè ñåãîäíÿ «æèâóò» ëèøü îò 5 äî 15 ëåò, à ïîòîì ëèáî èñ÷åçàþò, ëèáî èçìåíÿþòñÿ äî íåóçíàâàåìîñòè. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, èçìåíåíèÿ èíäèâèäóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè êàê ðåçóëüòàòà îñâîåíèÿ ñðåäñòâ è ñîáñòâåííî îáúåêòà òðóäà ñâÿçàíû ñ ôîðìèðîâàíèåì ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè è êà÷åñòâ, îáóñëîâëèâàþùèõ óñïåøíîñòü äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ñ ðàçâèòèåì ÷åëîâåêà-ïðîôåññèîíàëà èëè ïðîôåññèîíàëüíûì ðàçâèòèåì.

Òàêèì îáðàçîì, ïðîáëåìó ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê îäíó èç öåíòðàëüíûõ è íàèáîëåå àêòóàëüíûõ ïðîáëåì ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè òðóäà. Îá ýòîì ñâèäåòåëüñòâóåò íå òîëüêî ðàçðàáîòêà íîâîé îòðàñëè ïñèõîëîãèè - àêìåîëîãèè, èçó÷àþùåé çàêîíîìåðíîñòè, ìåõàíèçìû è ôåíîìåíîëîãèþ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà (â òîì ÷èñëå è ïðîôåññèîíàëüíîãî) íà ñòóïåíè åãî çðåëîñòè ïðè äîñòèæåíèè èì íàèáîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ â ýòîì ðàçâèòèè, íî è ðàçíîîáðàçèå íàïðàâëåíèé íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêîé è ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòû. Ñóùåñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî êîíöåïöèé ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ, ðàññìàòðèâàþùèõ ñàì ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ïðîôåññèîíàëà, âûäåëÿþùèõ ñòàäèè ýòîãî ïðîöåññà, àíàëèçèðóþùèõ ñïåöèôèêó îòäåëüíûõ ýòàïîâ ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ (íàïðèìåð, âûáîð ïðîôåññèè), èçó÷àþùèõ ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ðàçëè÷íûõ êîìïîíåíòîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû äåÿòåëüíîñòè è ìíîãîå äðóãîå /Àíäðîíîâ, 1984, 1991; Çååð, 1987; Êëèìîâ, 1996; Êîâàëåâ, Ñûðíèêîâà, 1985; Êóäðÿâöåâ, 1988; Ìàðêîâà 1996; Ìèòèíà, 1998 è äð./.

Îäíàêî íåñìîòðÿ íà âñå ìíîãîîáðàçèå êîíöåïöèé, áîëüøèíñòâî èç íèõ ðàññìàòðèâàþò ïðîôåññèîíàëüíîå ðàçâèòèå êàê ïðîöåññ ïðîõîæäåíèÿ ÷åëîâåêîì â ïðîôåññèè îïðåäåëåííûõ ýòàïîâ, íà êàæäîì èç êîòîðûõ ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå ðàçëè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ íîâîîáðàçîâàíèé, îáåñïå÷èâàþùèõ óñïåøíîå âûïîëíåíèå òðóäîâûõ ôóíêöèé è ïîäãîòàâëèâàþùèõ ñóáúåêòà ê ïåðåõîäó íà äðóãóþ (÷àùå âñåãî áîëåå «âûñîêóþ») ñòàäèþ ðàçâèòèÿ.  êà÷åñòâå ïîêàçàòåëåé ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà-ïðîôåññèîíàëà âûñòóïàþò â îñíîâíîì ôîðìèðîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî îïûòà (çíàíèé, óìåíèé, íàâûêîâ), ðàçâèòèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïðîôåññèîíàëüíî-âàæíûõ êà÷åñòâ (ÏÂÊ).

 ïñèõîëîãèè ïðîôåññèîíàëüíî âàæíûå êà÷åñòâà ïîíèìàþòñÿ êàê íåîáõîäèìûå äëÿ óñïåøíîé ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è äîñòàòî÷íûå äëÿ åå ïðîãíîçà. Íàëè÷èå ÏÂÊ îïðåäåëÿåòñÿ êàê ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïðèãîäíîñòü, à èõ ñîâåðøåíñòâîâàíèå è ðàçâèòèå êàê óñëîâèå ñòàíîâëåíèÿ ïðîôåññèîíàëà.

Îòå÷åñòâåííàÿ ïñèõîëîãèÿ ðàñïîëàãàåò îáøèðíûì ýìïèðè÷åñêèì ìàòåðèàëîì ïî ïðîáëåìå ïðîôåññèîíàëüíîãî îòáîðà äëÿ ðàçëè÷íûõ âèäîâ òðóäà (Àãååâ, Áàçàðîâ, Ñêâîðöîâ, 1986; Èâàíîâà, 1992; Êàëàøíèêîâ, 1996; Êëèùåâñêàÿ, Ñîëíöåâà, 1999; Ìàêàðåíêî, 1987; Ñóâîðîâ, 1973 è äð.). Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîñâÿùåíû àíàëèçó çíà÷åíèÿ îòäåëüíûõ èíäèâèäóàëüíî-ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé (ÈËÎ) äëÿ óñïåøíîé ðåàëèçàöèè äåÿòåëüíîñòè. Îäíàêî íåêîòîðûå àâòîðû óêàçûâàþò íà íåñîñòîÿòåëüíîñòü òàêîãî ïîäõîäà è óòâåðæäàþò, ÷òî ïðîôåññèîíàëüíàÿ ñïîñîáíîñòü, îáóñëîâëèâàþùàÿ óñïåøíîñòü äåÿòåëüíîñòè, íå ñâîäèòñÿ ê ïåðå÷íþ êà÷åñòâ, èç êîòîðûõ îíà ñëàãàåòñÿ, à ïðåäñòàâëÿåò öåëîñòíîñòü, ñèíòåç (Â.Í. Ìÿñèùåâ), êîìïëåêñ (Á.Ì. Òåï-ëîâ), ôóíêöèîíàëüíûé îðãàí (À.Í. Ëåîíòüåâ). Èçó÷åíèå öåëîñòíîñòè (êàê ñâÿçàííîñòè) ïðåäïîëàãàåò èñïîëüçîâàíèå ñòðóêòóðíîãî ïîäõîäà, ïðè êîòîðîì ïðîèçâîäèòñÿ àíàëèç íå òîëüêî åå ýëåìåíòîâ, íî è âçàèìîñâÿçåé ìåæäó íèìè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì ýòà öåëîñòíîñòü òîëüêî è âîçíèêàåò. Òàê, íàïðèìåð, Ë.À. ßñþêîâà /ßñþêîâà, 1990/ â êà÷åñòâå ïîêàçàòåëÿ ïðîôåññèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè ðàññìàòðèâàåò íàëè÷èå çíà÷èòåëüíîãî êîëè÷åñòâà ñèíåðãè÷íî âçàèìîñâÿçàííûõ ýëåìåíòîâ, èíòåãðèðîâàííûõ â åäèíûé ëè÷íîñòíûé êîìïëåêñ, à åå îòñóòñòâèå íàáëþäàåòñÿ òîãäà, êîãäà ðåãèñòðèðóþòñÿ êîððåëÿöèîííûå âçàèìîñâÿçè òîëüêî ìåæäó îòäåëüíûìè ñâîéñòâàìè. Ïðè òåñíûõ ïîëîæèòåëüíûõ âçàèìîñâÿçÿõ áîëüøèíñòâà ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ âîçìîæåí ïðîöåññ èõ âçàèìîóñèëèâàíèÿ, ÷òî áëàãîïðèÿòñòâóåò ñîâåðøåíñòâîâàíèþ íåîáõîäèìûõ íàâûêîâ, óñïåøíîìó ïðîôåññèîíàëüíîìó ñòàíîâëåíèþ è âîñïðèíèìàåòñÿ êàê íàëè÷èå ñïîñîáíîñòåé.

Òàêèì îáðàçîì, íåêîòîðûå àâòîðû /ñì. Øêàëèêîâ, 1982; ßñþêîâà, 1990/ ïîëàãàþò, ÷òî óñïåøíîñòü äåÿòåëüíîñòè îáåñïå÷èâàåòñÿ êîìïëåêñîì ÈËÎ, êîòîðûé ôîðìèðóåòñÿ â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ è ñâèäåòåëüñòâóåò î íàëè÷èè ïðîôåññèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè.

Íàìè áûëî ïðîâåäåíî ýìïèðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå, â êîòîðîì ïðèíÿëè ó÷àñòèå òðè ãðóïïû èñïûòóåìûõ 1) ñòóäåíòû 2-ãî êóðñà Ðîññèéñêîãî ãîñóäàðñòâåííîãî ìåäèöèíñêîãî óíèâåðñèòåòà (ÐÃÌÓ) â êîëè÷åñòâå 38 ÷åëîâåê 2) ñòóäåíòû 5-ãî êóðñà ÐÃÌÓ â êîëè÷åñòâå 55 ÷åëîâåê 3) âðà÷è-ïðîôåññèîíàëû (õèðóðãè, îôòàëüìîëîãè, îðòîïåäû, àêóøåðû-ãèíåêîëîãè, òåðàïåâòû), èìåþùèå âûñîêèå ïîêàçàòåëè êâàëèôèêàöèè, â êîëè÷åñòâå 69 ÷åëîâåê. Äàííàÿ ãðóïïà ïðåäñòàâëåíà òîëüêî óñïåøíûìè âðà÷àìè. Ýôôåêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè îïðåäåëÿëàñü ôîðìàëüíûìè (çâàíèå, çàðïëàòà) è ðåàëüíûìè (ñëîæíîñòü, âèä è óðîâåíü âûïîëíÿåìûõ ïðîôåññèîíàëüíûõ äåéñòâèé) ïîêàçàòåëÿìè êâàëèôèêàöèè.

Îäíîé èç çàäà÷ äàííîãî èññëåäîâàíèÿ áûëî âûÿâëåíèå çàâèñèìîñòè óñïåøíîñòè ïðîôåññèîíàëüíîé âðà÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îò êîìïëåêñà âçàèìîñâÿçàííûõ ÈËÎ (ýêñòðàâåðñèè, íåéðîòèçìà è ïñèõîòèçìà), ôîðìèðóþùåãîñÿ â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ýêñòðàâåðñèè, íåéðîòèçìà è ïñèõîòèçìà îïðåäåëÿëàñü ñ ïîìîùüþ ñòàíäàðòíîãî îïðîñíèêà PEN (Ã. è Ñ. Àéçåíê) ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé.

Г. Айзенквсвоихработахнеоднократноуказывалнато, чтоегоисследованиявызваныкжизнинесовершенствомпсихиатрическихдиагнозов. Поегомнению, традиционнаяклассификацияпсихическихзаболеванийдолжнабытьзамененасистемойизмерений, вкоторойпредставленыважнейшиехарактеристикиличности. Приэтомпсихическиерасстройстваявляютсякакбыпродолжениеминдивидуальныхразличий, наблюдаемыхунормальныхлюдей. ИзучениеработК. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмераидругихизвестныхпсихологов, психиатровифизиологовпозволилопредположитьсуществованиетрехбазисныхизмеренийличности: нейротизма, экстра- интроверсииипсихотизма. Краткоостановимсянаописанииэтихличностныхизмерений (втомвиде, каконипредставленывпоследнихпубликацияхГ. Айзенка).

Нейротизм (илиэмоциональнаянеустойчивость) представляетсобойконтинуумот "нормальнойаффективнойстабильностидоеевыраженнойлабильности". Нейротизмнетождествененневрозу, однакоулицсвысокимипоказателямиподаннойшкалевситуацияхнеблагоприятных, напр. стрессовых, можетразвитьсяневроз. "Нейротическаяличность" характеризуетсянеадекватносильнымиреакциямипоотношениюквызывающимихстимулам.

ЗаимствуяуК. Юнгапонятияэкстраверсиииинтроверсии, Г. Айзенкнаполняетихинымсодержанием. УК. Юнгаэторазличныетипыпонаправленностилибидо, дляГ. Айзенка —комплексыскоррелированныхмеждусобойчерт. Характеризуятипичногоэкстраверта, Г. Айзенкотмечаетегообщительность, широкийкругзнакомств, импульсивность, оптимистичность, слабыйконтрольнадэмоциямиичувствами. Напротив, типичныйинтроверт —этоспокойный, застенчивый, интроспективныйчеловек, которыйотдаленотвсех, кромеблизкихлюдей. Онпланируетсвоидействиязаблаговременно, любитпорядоквовсемидержитсвоичувстваподстрогимконтролем.

Âûáîð ïðåäñòàâëåííûõ êà÷åñòâ îáóñëîâëåí ñïåöèôèêîé èçó÷åíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé âðà÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Òåîðåòè÷åñêèé è ýìïèðè÷åñêèé àíàëèç äåÿòåëüíîñòè âðà÷à ïîçâîëèë â êà÷åñòâå íåîáõîäèìûõ äëÿ óñïåøíîé ðåàëèçàöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ ôóíêöèé ðàññìàòðèâàòü òàêèå ÈËÎ êàê óìåíèå óñòàíàâëèâàòü êîíòàêò ñ ëþäüìè, óìåíèå êîíòðîëèðîâàòü ñâîè ÷óâñòâà è ýìîöèè, ðåøèòåëüíîñòü, îïòèìèçì, îñìîòðèòåëüíîñòü, àêòèâíîñòü, óâåðåííîñòü â ñåáå, ìîðàëüíî-ýòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê æèçíè, ÷òî ñîîòâåòñòâóåò àìáèâàëåíòíîìó óðîâíþ ýêñòðàâåðñèè ïî Ã. Àéçåíêó. Íàðÿäó ñ ýòèì âðà÷ äîëæåí îáëàäàòü íèçêîé êîíôëèêòíîñòüþ, àäåêâàòíûìè ýìîöèîíàëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè, íèçêèì óðîâíåì àãðåññèâíîñòè è âðàæäåáíîñòè, îòñóòñòâèåì àñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, óñòîé÷èâîñòüþ ê ñòðåññîâûì ñèòóàöèÿì, íèçêèì óðîâíåì òðåâîæíîñòè, õëàäíîêðîâèåì, óìåíèåì áûñòðî ïðèíèìàòü ñëîæíûå ðåøåíèÿ, ò. å. íèçêèì óðîâíåì ïñèõîòèçìà è íåéðîòèçìà. Íåìàëîâàæíûìè ëè÷íîñòíûìè êà÷åñòâàìè äëÿ âðà÷à ÿâëÿþòñÿ: îòâåòñòâåííîñòü, ñòðåìëåíèå ê ïîñòîÿííîìó ñàìîðàçâèòèþ, òåðïèìîñòü, ïðîôåññèîíàëüíîå ìóæåñòâî, óìåíèå ñîïåðåæèâàòü, ñî÷óâñòâîâàòü, âñòàòü íà ïîçèöèþ äðóãîãî, æåëàíèå ïîìî÷ü / Êëèùåâñêàÿ, Ñîëíöåâà, 1999; Êëèùåâñêàÿ, 1999/.

Ïîñêîëüêó ìíîãèå èç ïåðå÷èñëåííûõ ñâîéñòâ ÿâëÿþòñÿ ïðîÿâëåíèÿìè áîëåå ñëîæíûõ ÈËÎ, òî äëÿ ýìïèðè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ áûëè âûáðàíû èíòåãðàëüíûå êà÷åñòâà, âêëþ÷àþùèå â ñåáÿ ïðàêòè÷åñêè âñå ïðåäñòàâëåííûå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè ïðîôåññèîíàëà: ýêñòðàâåðñèÿ, îáóñëîâëèâàþùàÿ îñîáåííîñòè ëè÷íîñòíîé ðåãóëÿöèè; íåéðîòèçì, õàðàêòåðèçóþùèé îñîáåííîñòè ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, è ïñèõîòèçì, îïðåäåëÿþùèé ñïåöèôèêó ïîâåäåí÷åñêîé îðãàíèçàöèè. Òàê&

К-во Просмотров: 68
Бесплатно скачать Курсовая работа: Влияние некоторых компонентов личности и эмоционального выгорания на продуктивность профессиональной трудовой деятельности