Шпаргалка: Билеты по философии

Категориальный инструментарий Ф. Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого рядавзаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и висторическом познании, и в повседневной производственной и политическойдеятельности. Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и историческогоопыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общейметодологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственныепонятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менееограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф. , не занимаетсяспециальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя можетиспользовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия иусловия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношениймежду человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим насбытием.

2. Ф. как теоретическая основа мировоззрения.

Культурно-исторические типы М. Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждаяобщественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этихвопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М. , к-ая выражаетсяпосредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всейдеятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей отгреч. methods-способ, путь logos-учение. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ф. теоретическое ядро М. Исторические типы М. : Обусловленные той или иной исторической эпохой тем илииным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стилимышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса собъективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем болеепрогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может бытьнаучным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционнымили реакционным. Например: М. буржуазии когда она противостояла феодализму былосначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М. становитсяконсервативным или реакционным.

3. Генезис Ф. , ее основные ист. типы.

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний отчетливообнаруживаются в VI-V вв. до н. э. в Китае, Индии и наиболее развитых странахСредиземноморского бассейна. Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового мировоззрениябыло возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы добитьсявласти необходимо было опровергнуть противника, т. е. доказать правоту, таквозникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге систематическоемышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М. сталоист. необходимостью. Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм объяснениямира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу привелк упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой религиистало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия, нополного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от пут феодальныхотношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего местав мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием наукивозникают гносеоцентрические программы (gпosis - знание). Одна - рационализм(ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки, другая эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений, внутрикаждого борятся материалисты и идеалисты. Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость всехпрежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может егоосуществить без нового рев. М. , без новой Ф. Ее создают Маркс и Энгельс. Впервой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным. XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений такихкак: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки), неотомизм, прагматизм (принцип практичности), etc.

4. Ф. древнего Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация СреднегоВостока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций. Причины возникновения: 1. социально-экономическая (переход от меди к железу)2. товарно-ден. отнош. 3. ослабление родоплеменных связей 4. первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика(адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематическиизлагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатомдальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальныетексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э. ), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э. ). Длядревнеиндийской школы хар-ны: 1. внимание к вопросам поиска сущности чел. иокружающего мира 2. признание тождества между микро- и макрокосмосом 3. признаниесуществование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Длядревнего Китая хар-на опора на священные книги - "Пятикнижие". Аскеты, бродячиемудрецы - первые критики мифологии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже внаиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицетворяют двавзаимодополняющих начала (муж. и жен. ). Позже включена категории ци нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится навремя существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н. э. , видит освобождение от страданийна пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путемособых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первыхвеках нашей эры буддийская религия терпит поражение.

5. Космологизм ранней древнегреческой Ф.

На протяжении VI-IV вв. до н. э. в Греции происходил бурный расцвет культуры иФ. За этот период были созданы новое немиф. М. , новая картина мира, центральнымэлементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и внем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Изчего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы(натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемыеэлементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие(пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривалиоснову мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой(Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными ипротиворечивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводилибогам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. можетиметь разное значение, но уже в V в. до н. э. (esp. Платон, Демокрит) четкообозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит черезвсю дальнейшую историю Ф.

6. Материалистическая линия в древнегреч. Ф.

Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление. Егопредставители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притомвещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал изк-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. СогласноФалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл -> земля +вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, аиз других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие вещиследует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе. Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые тельца(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1. атомы сущ. вне нашего сознания инезависимо от него 2. они обладают определенными физ. хар-ми 3. они не состоят изболее мелких частиц 4. атомы вечны и неизменны 5. все явления природы объясняютсясв-ми атомов. Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение древнегреч. атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило дальнейшееразвитие в этой области.

7. Ф. Платона и Аристотеля.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь миридей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднеемежду бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идейбожественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертнаядуша. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону естьвоспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувстваобманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза изаткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душеАристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг егоидеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальныйсверхчувственный мир наряду с миром реальным. Iп his humble opiпioп идея("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи иформы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. Вдействительности она определяется активностью самих по себе нематериальныхформ. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Формаматериализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателямира, к-рый един и вечен.

8. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших теоретическихдисциплин, объектом изучения к-рой является мораль. Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворот от материалистическогонатурализма к идеализму. Об учении С. , к-рый ничего не писал, можно судить лишьна основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Далобразцы определения и обобщения этических понятий, например "доблести" и"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей нетемныхвопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика С. рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто небывает злым по доброй воле. Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира иисходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источникомдвижения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого лежитиндивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения спокойного ирадостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является недеятельность, а покой (атараксия). Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н. э. на базе эллинистическойкультуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистическихидей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон, Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во дляприобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеалистинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, вравнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведетза собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.

9. Основные проблемы средневековой Ф.

Теоцентризм. 1) Главная тема - теоцентризм, т. е. центр внимания бог. 2) связана сфеодализмом (см. генезис) 3) связана с монотеизмом (один бог). Теологиясистематизированное учение о боге. Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли. Такаяточка зрения креоционизм. Творящее начало сверхъестественно. Природа пассивна. Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в томчто только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать толькоразумом. Задача СФ. - логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось рациональнообъяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского - считал всемироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутрибытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить Аристотеля кучению католической церкви. Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ. лишьотдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не только не сущ. независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств. Идейная борьба СФ. не исчерпывается борьбой между школами внутри схоластики. Самой схоластике противостоят мистика и оккультизм, к-ые ставили авторитетцеркви и ее учения еще ниже, чем свидетельства личного чувства и субъективногосознания.

10. Научная рев-я и Ф. 17 в. (Бекон, Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интересамыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же периодимеют место попытки ф. занлво обосновать естествознание, соединив эксперимент иразмышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес ф. былнаправлен на вопросы познания - Ф. Бекон развивал учение о индукции, Декартпонятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления ф. : Эмпиризм направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственныйисточник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений ипредставлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разумисточником познания и критерием его истинности. Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1)восстановил матер. традицию в европейской Ф. 2) предложил новое пониманиематерии - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движениенеотъемлемый атрибут материи"Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественногоразвития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм имыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, к-ая явл. причинойвсего сущего и не более того. Главная задача чел. господство над другимиавтоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух усл. 1) знаниеестественной очевидности2) знание подчинено единому универсальному методупознания. Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализмуматериалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мираобъясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновскомнаследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра. Мир состоит измельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающихактивностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении испособных к страданию, восприятию и сознанию.

11. Ф. Просвещения. Метафизич. мат-зм.

После продолжительного периода господства схоластики крутые умы эпохи П. сталиизучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех быламеханика. So, ее строгие математич. законы попытались обобщить до уровняприроды вообще, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистическиймат-зм, но человечество тогда не имело возможности изучить природу вообще, =>выковывало отдельные куски, стараясь систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращаясвоего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом исостояла сущность ММ. Ошибочность этого метода была показана основателямидиалектического мат-зма К. Марксом и Ф. Энгельсом. После открытия Дарвиномего эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целомдолжны быть изучены в процессе их развития. Представители ММ не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивноеотражение матер. действительности. В виду этого они утверждая, что сознаниечеловека, его поведение, образ жизни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек, говорили они, - часть природы, онматериальное существо полностью от нее зависящее. Природа воздействует начеловека, и все, что он чувствует, думает и делает, есть лишь отражение этоговнешнего воздействия. Подчеркивая нашу зависимость от окружающейдействительности, эти ф-фы сводили отношения между человеком и внешним миром квоздействию этого мира на человека. Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ. ) на первое место - рассуждающийразум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позицийполезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм

12. Немецкая классическая Ф. в конце XVII - н. XIX вв.

Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в формированииНКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук. Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал концепциюпроисхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, чторешению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должнопредшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установлениеего границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так какон нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе ("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, ане индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическаятеория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагаетобъект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мирможно познать через интеллектуальную интуицию. Метод познания: истину можновывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис- противоположное высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзявывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея вмышлении, развитие ее - в духе. Фейертрах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критическиоценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно естьобраз объективного мира.

13. Осн. идеи марксизма и их значение.

Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические илиидеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто призналсвою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствиеставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, авыбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразованияобщества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческихотношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мирана область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервыераспространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание имышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продуктразвития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовойдеятельности, т. е. практики. Осн. принцип: антагонизм между производственными силами и производственнымиотношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступеньего развития). Повязан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытиеи сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего кприроде, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают людимежду собой в процессе пр-ва. ОС - /* полосатый мух */ осознание обществомсамого себя, своего ОБ'а и окр. действительности. Б определяет С, обратноевообще говоря неверно.

14. Осн. напр. немаркс. Ф.

XX в. XX в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность Ф. исканий обуславливалась также нарастаниемглобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и вовзаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX столетиязаставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые вистории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление Ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свететрагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкаютперсонализм, экзистенциализм, течение Ф. жизни. Неопозитивизм - задача Ф. в логическом анализе "языка науки". Своимиметодологическими и конкретно научными исследованиями они внесли серьезныйвклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логикинауки. Агностики. Конт, 30-е годы 19 века. Нагнал на диалектику, послалметафизику. Классический позитивизм XIX века (Литре, Вырубов, Ринан, Г. Спенсер, Дж. Миль). рус: Троицкий, Лавров, Михайловский. --> Махизм (Мах), --> Эмпирио критицизм (Богданов). Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф. Аквинского, выдвинувшего принцип"гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются использоватьдостижения наук для док-ва существования бога. Прагматизм - ф-фы этого направления отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практических проблем, к-рыеежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. ПротивоположнаЭкзистенциализму и Философии жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIXвека в USA'х. Экзистенциализм (Ф-ия существования)-иррационалистическое направление (отрицаеткак матер. так и идеал. ) возникло в конце первой мировой войны, основатели ЛевШестов, Николай Бердяев, к-го называли Гегелем своего времени. Затемразвивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны воФранции (Камю, Сартр, Марсель, Симон. . . , Лаконти). В конце 50-х получилраспространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология(Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр, Лаконти). Э. сформировался наидеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Основные проблемы: 1)онтологическаяпроблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемаясущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана современем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия втрансцеденции. РЭ: смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна(смысла нет); 2)проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознаннаянеобходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека. Свобода вытекаетиз бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только чел. может определятьсвою жизнь => человек принципиально одинок, все взаимоотношения фигня-крайнийиндивидуализм. Если чел. не свободен он не личность. У человека нетограничителей свободы, люди объединяются только бунтуя против жизни. Вывод: Э. Ф. кризиса и на ее базе дрова (новые левые-культ насилия, переборщили свободой). Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивнопостигаемая реальность к-ая не равна ни духу ни материи). Основныепредставители Т. Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то что возникает естественно, бытието что возникает искусственно. Наехали на матер. ъ и заодно на рациональныйидеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц. биолог. , историческая школа (Шпендлер, Дильтей, Ортего и'Гассет). Наиболее полно смысл человека раскрывается висторическом опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающаяпсихология. Шпендлер послал Маркса настрадав морфологию истории. Жизньпонимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проьлемытворчества (Т. синоним жизни) особенно маялись Амер. Берксон, Зиммель (проблемаотчуждения & продукт творчества может стать враждебным своему создателю). Ф. трагическая как и Э. Кроме того она фаталистическая и (пессиместичная). Былапопулярна в первой четверти XX века (декаденты, символисты).

15. Основные идеи русской ф-ии.

Основные направления ф-ии в Киевской Руси: Византийская патристика (ГригорийНизкий, Иоан Златоуст, Иоан Домаскин), Византийско-болгарская сихастика (Г. Поланов, Г. Синоид). Климен Смолятич 12 век, Максим Грек. Первый диссидентА. Крубский уехал и нагнал на Иоана Грозного. Основным направлением с 14 по 16века являлся Византийский исихазм. Идея богоизбранности России. Только у нас возникает проблема судьбы гос-ва. Софийность и соборность. В качестве самостоятельного духовного явления о русской Ф. может идти речь ск. 18-н. 19 в. В широком смысле РФ этого периода явл. продуктом взаимодействиясамобытных идей русского православия и воззрения франц. ф-фов эпохи Просвещенияи ф-фа Хр. Вольфа. В XIX в. РФ формировалась при заметном влиянии Шеллинга иГегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и мат-зма (Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взгядов сталидеологом русского анахренизма. Среди последователей мат-зма и позитивизмаН. Г. Чернышевский, П. Лавров, М. М. Филиппов. Первая попытка связать марксизм с РФбыла сделана В. Г. Плехановым и в последствии развита Ленкиным дядей. В к. 19в. начинает формироваться русская мистически-религиозная Ф. Сначала получилаотражение в произведениях Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Последний дал. философско-психологический анализ т. н. пограничных ситуаций. Принято считать, что он явл. предтечей экзистенциализма. Первые известные за пределами Россиипредставители русской православной Ф. - Соловьев и Флоренский. Соловьевсформировался как ф-ф под воздействием Канта и пришел таким образом коправданию мистического христианства. Благодаря этим ф-фам детальную разработкуполучили такие этико-религиозные понятия как "соборность", "софийность", "всеединство" и "общее дело". Близко по воззрениям к ним стоял П. Я. Чаадаев. Религиозный ф-ф Лев Шестов был близок к экз-зму. Дальнейшее развитие РФ связанос тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева иПавлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма ЕБловацкой иэтическим учением Н. К. Рериха, к-рое было в наиболее полном виде изложено в егосочинении "живая этика". Междисциплинарные исследования на стыке Ф. иметодологии естествознания осуществил В. И. Вернадский. Он развил понятиеноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом.

16. Философская категория бытия.

Основные формы и диалектика бытия (Б. ). см. глоссарий. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна изсамых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее вкачестве центральной. Антитезой Б. , или нечто, явл. ничто. Все конкретные формыБ. , например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия истановятся наличным актуальным Б. . Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалосьприходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. . Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данноговида Б. и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или инойформы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Esp. занимался Б. Гегель. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельнымоснованием, своей субстанцией материю.

17. Поиски первоосновы Б.

Понятия субстрата, субстанции, материи и ихметодологическое значение. Материя - (лат. materia - вещество) вещественное значение термина удерживалосьдо XX в. , когда произошла рев-ция в физике означавшая кризис одностороннегооснованного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического мат-зма (см. глоссарий). Материя(Ленин) есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-рая дана человеку в ощущениях его, к-рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Субстанция & субстрат (см. глоссарий).

18. Изменчивость Б. Категории движения, развития, самоорганизации.

Классификация основных форм движения. Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существованияматерии, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-иекак и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, азаключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурнойорганизации, каждый из к-ых х-ся своей системой закономерностей и своимносителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материиполевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микро элементарныйуровень), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) измолекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органическийуровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная (см. конспекты).

19. Пpоcтpaнcтвенно-вpеменнaя упорядоченность бытия.

Метрические итопологические свойства пространства и времени. Каковы бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельнымоснованием, своей субстанцией материю. Материя бесконечна во всех своихпроявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость отчелов. сознания. Пространство и время обусловлены материей как форма своимсодержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своейпространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечнаво времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях.

Всеобщие свойства П. и В. : объективность и независимость от сознаниячеловека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом ис движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развитияв материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре;количеств. и качеств. бесконечность. Различают метрич. (т. е. связанные сизмерениями) и топологич. (напр. , связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и В.

Топологич. хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б)размерность, в) связность, г) ориентируемость.

Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и бесконечность, в)изотропность, г) гомогенность.

Всеобщиe свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенностьи сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и т. п. ), возможность прибавления к каждому данному элементу нек-рого следующего элемента либовозможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность. С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрич. свойства, выражающие особенности связи пространств. элементов, порядок и количеств. законы этих связей.

Специфич. (локальные) св-ва пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространств. распределение в-ва и поля, границы, определяющие различныесистемы.

Всеобщие св-ва времени: объективность; неразрывная связь с материей и ееатрибутами; длительность; одномерность и асимметричность; необратимость инаправленность от прошлого к будущему.

Специфич. св-ми времени являются конкретные периоды существования тел отвозникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпыразвития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.

20. Пpиpодa как объект философского осмысления. Картины мира.

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека ичеловечества. Человек, человеческое об-во и культура одновременно противостоятприроде, и включены в нее. Природа может восприниматься как нечто уступающеекультуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и поэтому болеенизкое, чем культура. Другая позиция: природа понимается как образецсовершенства, как нечто более высокое, превосходящее культуру и человека.

Античное мышление: природа - подвижное, изменяющееся целое, и человек нестолько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей (см. космос у ант. ) Идеал: жизнь в согласии с природой.

Средневековье: природа - нечто ?

К-во Просмотров: 116
Бесплатно скачать Шпаргалка: Билеты по философии