Шпаргалка: Финансовый учет
1. Денежные средства и их эквиваленты. Формы безналичных расчетов. Денежные средства состоят из наличных денег, находящихся в распоряжении предприятия, и вкладов до востребования. Эквиваленты денежных средств (пункт 15 НСФО) – это краткосрочные высоколиквидные вложения (инвестиции), которые можно легко конвертировать в известную сумму денежных средств, и которые практически не подвержены риску изменения стоимости.
Рекомендуются следующие основные формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, платежные требования – поручения, сводные требования по расчетам с транспортом и железной дорогой.
Платежное поручение представляет собой поручение субъекта обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланках установленной формы. Кроме поручений плательщик обязан по требованию банка представить банку на обозрение (с последующим возвратом) договора, налоговые счета – фактуры и другие документы подтверждающие целевое назначение платежей. Платежное поручение действительно в течении 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Платежные поручения принимаются к исполнению только при наличии средств на счете плательщика.
Платежное требование – поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании отправленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежное требование – поручение выписываются поставщиком на бланке и представляются в банк поставщика вместе с реестром в 4-х экземплярах. Банк поставщика, проверив полноту заполнения всех реквизитов, направляет требование – поручение в банк покупателя, второй экземпляр возвращается поставщику. Банк покупателя получив требование – поручение, регистрирует его, проставляет на всех экземплярах дату получения (сверху справа) и передает их плательщику для акцепта.
Чек – приказ владельца счета банку выдать наличными указанную сумму на заработную плату, командировочные, хозяйственно- операционные и другие расходы. Цель, на которую предприятие получает деньги, указывают на оборотной стороне чека, который выписывают в одном экземпляре чернилами. Одновременно с чеком заполняют корешок, который хранится в чековой книжке. Чеки могут быть именными и предъявительскими. Чеки выписываются на срок 10 дней, не считая дня выдачи. Объявление на взнос наличными – приказ владельца счета банку принять для зачисления на его счет в банке выручки, депонированной заработной платы и других сумм, вносимых наличными.
2. Учет ден. средств на тек счетах в банке и прочих счетах. Для хранения денежных средств, производства расчетов между юридическими лицами учреждения банков Республики Казахстан открывают: расчетные счета – юридическим лицам, состоящем на хозяйственном расчете, имеющим самостоятельный баланс и прошедшим государственную регистрацию в органах Министерства юстиции Республики Казахстан; текущие счета – учреждениям, находящимся на местном бюджете, бюджетным учреждениям по их внебюджетным средствам, общественным организациям и физическим лицам, занимающимся производственной и коммерческой деятельностью; бюджетные счета - учреждениям, находящимся на республиканском бюджете Республики Казахстан; корреспондентские счета – банкам второго уровня в учреждениях Национального банка и друг у друга в соответствии с Правилами расчетов на основании корреспондентских соглашений. При открытии тек или корреспондентского счета по дог банковского счета банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу клиента, выполнять распоряжения клиента о переводе денег с его расчетного счета на другой. При открытии сберегательного счета по дог банк вклада банк обязуется принимать деньги от вкладчика, выплачивать по ним вознаграждения. Приостановление расходных операций по банк счетам или арест ден ср-в нах-ся на банк счете производится согласно законодат актов РК на основании соот-их постановлений уполномоченных органов. По расчетному счету находят отражение след операции: по ДТ 1060 «Д.с. на депозит банк счетах» и КТ 1010 – поступила выручка из кассы, 1210 – поступила оплата за реализованную продукцию раб и услуги, 3510 – поступили авансы от покупателей и заказчиков. ПО КТ 1060 и ДТ: 3310 - оплачены акцептованные поставщиков и подрядчиков, 1010 – на суммы, полученные в кассу для выплаты з/п, командировочных расходов, 1610 – на сумму авансов, выплаченных поставщикам и подрядчикам, 3130 – оплачены платежи в бюджет по налогам.
3. Учет операций на валютном счете. Курсовые разницы. Операции в ин валюте осущ-ся в соот-и с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 № 57-III. Операция в ин валюте – операция, кот выражена или окончательный расчет по кот должен производиться в ин валюте, включая операции, при кот субъект: 1. покупает или продает тов или услуги, цены кот выражены в ин валюте; 2. предоставляет или получает займы, по кот подлежащие оплате или получению суммы выражены в ин валюте. Записи в БУ по операциям, производимым в ин валюте, должны отражаться на счетах БУ в тенге, с применением рыночного курса обмена валюты на дату совершения операции. В конце отчетного периода субъект должен: переводить монетарные статьи в ин валюте исп-уя курс закрытия (текущий обменный курс на отчетную дату), переводить немонетарные статьи, измеряемые по исторической ст-ти в ин валюте, исп-уя обменный курс валют на дату операции. Операции по валютному счету оформляются док-ми: поступление наличной ин валюты оформляется приходным валютным ордером. Копия приходного валютного ордера банка, заверенная печатью банка и подписью кассира служит основанием для выписки расходного валютного кассового ордера. Выдача наличной валюты оформляется Поручением (расходный валютный ордер). Копия поручения, заверенная банком, служит основанием для выписки приходного кассового ордера. Перечисление валютных средств бенефициару (получателю) нах-ся за рубежом оформляется путем выписки «Заявления на перевод» (поручение). Учет операций по валютным счетам ведется на счете 1050 «Д.с. на тек банковских счетах в валюте». На основании перечисленных и других документов банком производятся записи в лицевой счет по валютному счету, выписка из кот передается п/п-ию. Курсовая разница – разница между курсом продавцов и покупателей. Она возникает в результате изменения курсов валют при ликвидации (или переоценке) открытой позиции. При благоприятном развитии курса валютная позиция может привести к положительной курсовой разнице, при неблагоприятном - к отрицательной. Субъект должен признавать курсовые разницы в том периоде, в кот они возникают. При первоначальном отражении в БУ операции в ин валюте оцениваются в казахстанских тенге путем пересчета по курсу на дату совершения. Отражение изменений курсовых разниц от обмена валют на дату балансового отчета: ден статьи, в т.ч. дебиторская и кредиторская зад-ти в ин валюте должны отражаться в тенге с исп-ем курса на время завершения отчетного периода; неден статьи, в т.ч. Соб капитал, о.с., ТМЗ, НМА отражаются в тенге с исп-ем курса на дату совершения операций. В БУ отражается курсовая разница возникающая: - по операциям, связанным с полным или частичным погашением дебит и кредит зад-ти, выраженной в ин валюте; - по операциям, связанным с пересчетом ст-ти остатков ден ср-в в ин валюте на каждую отчетную дату и перед каждой операцией по движению ден ср-в на этих счетах. Курсовые разницы зачисляются в состав доходов и расходов и отражаются в системе БУ и ФО отдельно от других видов доходов и расходов. Положит курс разница – 6250 Доходы от курсовой разницы, отриц курс разница – 7430 расходы по курс разнице.
4. О.С. и их классификация. Признание и оценка. О.С. – это мат активы, действующие в теч длительного времени как в мат, так и не в мат сферах. К ним относят: Недвижимость (земля, здания, сооружения, многолетние насаждения) Транспортные средства Оборудование Производственный и хозяйственный инвентарь и т.д. Учет основных средств на предприятии ведется в соответствии с МСФО 16. Этот стандарт определяет методику учета основных средств, принадлежащих субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Единицей учета основных средств на предприятии выступает инвентарный объект, т.е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Важным условием правильной организации БУ О.С. является их классификация: В зависимости от хар-ра участия в процессе пр-ва О.С. делят на производственные – объекты, непосредственно участвующие в производственном процессе, при помощи кот осущ-ся воздействие на предметы труда при изготовлении продукции (машины, оборудования) или кот создают необходимые мат условия для осущ-ия пр-ва (здания, сооружения, передаточные устройства) и непроизводственные – средства потребительского назначения, кот предназначены для обслуживания культурно-бытовых потребностей коллектива (здания, сооружения, инвентарь жилищно-коммунального хоз-ва). По принадлежности О.С. делят на собственные и арендованные (заемные). Собственные – это О.С., кот принадлежат субъекту и получают отражение на его балансе. Арендованные – О.С. полученные от другого субъекта по договору аренды на установленный в нем срок. По хар-ру использования делят на действующие – находящиеся в эксплуатации, бездействующие – временно не используемые о.с. в связи с консервацией или по другим причинам, к находящимся в запасе - относят объекты, кот составляют запас, образуемый в плановом порядке для замены действующих. По вещественному составу делят на инвентарные – имеющие вещественное содержание и поддающиеся обмеру и подсчету в натуре (здания, сооружения, машины) и неинвентарные – капитальные вложения в земельные, лесные, водные угодья, т.е. затраты, не имеющие вещественной формы (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню). О.С. в момент оприходования оцениваются по первоначальной ст-ти - включает все фактически произведенные затраты по возведению или приобретению О.С., в том числе уплаченные при покупке невозмещаемые налоги и сборы, затраты по доставке, монтажу, установке. В текущем учете основных средств применяются 4 вида оценки: 1.первоначальная; 2.восстановительная; 3.остаточная; 4. ликвидационная. Первоначальная стоимость представляет собой историческую оценку конкретного наименования объекта при принятии его к учету и включает в себя: покупную стоимость объекта; сумму информационных и консультационных услуг, способствующих приобретению; таможенные и иные платежи; регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи; стоимость услуг посреднических организаций; невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств; другие затраты, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основных средств. Восстановительная стоимость — стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств, исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов. Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РК. Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации. Ликвидационная стоимость — стоимость полученных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т.п.), полученные после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке. Различают также амортизируемую стоимость — стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.
5. Износ О.С. Методы начисления износа. Износ – это процесс потери физических и моральных характеристик. Физический износ – является результатом исп-ия О.С. и внешних факторов. Моральный износ – представляет собой процесс, в результате кот активы не соот-ют современным требованиям развития науки и техники. Экономическим выражением процесса физического и морального износа является процесс амортизации. Механизм (процесс) постепенного переноса стоимости основных средств на готовый продукт и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией. Процесс накопления амортизационного фонда отражается на счетах бухгалтерского учета. К амортизируемым основным средствам относятся: 1. здания,; 2. капитальные вложения в улучшение земель 3. оборудование, модели, образцы, находящиеся в кабинетах, лабораториях и на других площадях научных и учебных организаций4. объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, наружного освещения, 5. спортивные сооружения, автомобильные дороги и комплекс инженерных сооружений, входящих в состав дорог.
6. Учет амортизации о.с. и их обесценения. Амортизация – это стоимостное выражение износа в виде систематического распределения амортизируемой ст-ти актива в теч срока службы. Методика начисления амортизации ОС. Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Годовые нормы начисления амортизации в первом и каждом из последующих лет срока эксплуатации объекта у одного балансодержателя или собственника совпадают. При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств или нематериальных активов и нормативного срока службы или срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизационных отчислений. Нелинейный способ заключается в неравномерном (по годам) начислении организацией амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств или нематериальных активов. Объектом применения нелинейного способа начисления амортизации являются передаточные устройства, рабочие, силовые машины и механизмы, оборудование (включая оборудование связи, лабораторное и учебное оборудование), вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства и другие объекты основных средств, которые непосредственно участвуют в процессе производства продукции (работ, услуг), включая антенны, взлетно-посадочные полосы, измерительные и регулирующие приборы и устройства (устройства системы гражданской авиации, оборудование системы посадки и наземные средства вождения самолета, аппаратура диспетчерского управления специальных видов связи и другие), инструмент, рабочий скот, нематериальные активы (за исключением фирменных наименований и товарных знаков), а также объекты лизинга. При методе уменьшаемого остатка годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости (разности амортизируемой стоимости и суммы начисленной до начала отчетного года амортизации) и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от 1 до 2,5 раза), принятого организацией. Производительный способ начисления амортизации объекта основных средств или нематериальных активов заключается в начислении организацией амортизации исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта, определенному в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения. Месячная норма амортизации при линейном и нелинейном способах ее начисления составляет 1/12 ее годовой нормы с месяца начала начисления амортизации. Амортизационные отчисления по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, производятся на протяжении всего срока полезного использования объектов и вне зависимости от источника их приобретения.
8. Учет ремонта о.с. о.с. в процессе их эксплуатации подвергаются моральному и физическому износу. Их отдельные части изнашиваются в более короткий срок, по сравнению с объектом о.с. в целом. Во избежание преждевременного износа о.с. их периодически ремонтируют. Б.У должен обеспечить сбор инф-ии об объеме выполненного ремонта и его ст-ти, надежный контроль за исп-ем предназначенных для этого средств. Ремонт подразделяют на капитальный и текущий. Капитальный ремонт – это восстановление отдельных частей о.с., кот имеют меньшие сроки износа по сравнению с объектом в целом. Капитальным ремонтом машин, оборудования и транспортных средств считают ремонт, проводимый с периодичностью свыше одного года, при кот агрегат полностью разбирают, заменяют или восстанавливают все изношенные детали и узлы. Текущий ремонт – проводят с целью устранения незначительных повреждений путем частичной замены деталей, мелкой починки отдельных частей, побелки стен, покраски и т.д. его проводят в процессе эксплуатации о.с. для поддержания их в рабочем состоянии. Учет ремонта должен обеспечивать документальное оформление всех работ, контроль за исп-ем средств на ремонт по целевому назначению. Ремонт о.с. может производиться подрядным, хоз или смешанным способами. При подрядном способе о.с. ремонтируют специализированные субъекты, при хоз способе – ремонт осущ-ся силами и средствами п/п-ия, при смешанном способе часть ремонтных работ осущ-ся своими силами и часть – спец-ми. При капитальном и текущем ремонте о.с. выполненных подрядным способом на основе договора с подрядными организациями субъект оплачивает законченные работы по ремонту объектов, включая расходы по доставке ремонтируемых объектов к месту ремонта и обратно. Оформление приемки-сдачи о.с. из ремонта, реконструкции им модернизации производится по Актам приемки-сдачи отремонтированных, модернизированных и реконструированных объектов. Затраты по ремонту о.с. выполненному хоз способом вне ремонтных цехов, списывают непосредственно на издержки пр-ва или обращения.
10. Учет выбытия о.с. В процессе деятельности предприятия совершаются действия, в результате которых основные средства выбывают. Порядок отражения выбытия основных средств зависит от его причины. Чаще всего они выбывают по следующим причинам: при реализации основных средств юридическим и физическим лицам; при безвозмездной передаче основных средств другим предприятиям; при их внесении в качестве взноса в уставный капитал других предприятий; при ликвидации основных средств, связанной с их физическим и моральным износом; при недостачах, выявленных в результате проведенной инвентаризации; при уничтожении основных средств в результате аварий, стихийных бедствий; при передаче арендодателю капитальных вложений в арендованные основные средства после истечения срока аренды. При продаже основных средств материально ответственное лицо, в подотчете которого находится объект, получив от представителя покупателя доверенность на право совершения покупки, выписывает товарно-транспортную накладную. В накладной работник бухгалтерии указывает необходимые данные по объекту (первоначальную или восстановительную стоимость, начисленный за время эксплуатации износ, отпускную цену и т.п.). Кроме этого к накладной прилагается необходимая техническая и другая документация на основные средства. При продаже основных средств комиссия составляет "Акт приемки- передачи основных средств". На основании данного акта в бухгалтерии делаются соответствующие отметки в инвентарных карточках, а затем они изымаются из картотеки, о чем делаются соответствующие записи в описи инвентарных карточек или в инвентарной книге. Предприятие имеет право списывать с баланса здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, входящее в категорию основных средств, если они изношены либо морально устарели. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет "Акт ликвидации основных средств" по форме ОС-3 в двух экземплярах. В нем указываются наименование объекта основных средств, дата поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, первоначальная стоимость, причины списания с баланса, износ, наличие драгоценных металлов в списываемом объекте. При списание автотранспортных средств составляется «Акт на списание автотранспортных средств». При списании с баланса машин, оборудования и транспортных средств вследствие аварии к акту о ликвидации основных средств прилагается копия акта об аварии, где указываются ее причины и виновники. Акт на списание основных средств подписывают все члены комиссии, главный бухгалтер. К ликвидации объекта основных средств приступают только после утверждения акта руководителем предприятия. После утверждения акт передается в бухгалтерию для отражения в учете. Выбывшие основные средства снимаются с учета предприятия. Поскольку в учете основные средства числятся по первоначальной (восстановительной) стоимости и за весь период их эксплуатации начисляется износ, они должны быть сняты с учета по этой стоимости. Одновременно по ним уменьшается износ.
11. НМА. Признание, классификация и оценка. НМА - это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической сущности, предназначенные для использования в течение длит периода времени (более 1 года) в пр-ве или реализации тов, раб, услуг в админ целях и сдаче в аренду другим лицам. НМА признаются в качестве таковых если: соот-ют определению НМА; отвечают критериям признания и регистрируются в учете при условии, что высока вероятность получения организацией в будущем ожидаемых эк выгод, можно достоверно определить ст-ть активов, в момент признания НМА оцениваются по первоначальной ст-ти. Классификация НМА: 1. торговые знаки 2. комп программное обеспечение 3. лицензии 4. авторские права, патенты 5. издательские права 6. НМА в процессе разработки. 7. Лицензионное соглашение – права, предоставляемые п/п-ю правительственными органами и дающие ему монопольное пользование общественной собственностью (исп-ие обществен земли под линии электропередач). 8. Патенты – исключительные права, признанные и зарегистрированные юридически. Патент дает эксклюзивное право на пр-во опр-го продукта либо на исп-ие специфического процесса или технологии. 9. Гудвилл – ценность, возникающая из-за благоприятных характеристик субъекта у покупателя в момент продажи. Он отражается в БУ покупателя и опр-ся как разница между покупной ст-тью и суммой рыночных стоимостей чистых активов по отдельности. НМА в момент признания оцениваются по первоначальной ст-ти. Оценка первоначальной ст-ти НМА зависит от способа их приобретения: поступления со стороны или создания самим субъектом. Нематериальные активы в момент признания оцениваются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость представляет собой затраты по приобретению нематериальных активов или расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию. Оценка первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от способа их приобретения: поступления со стороны (покупка, приобретение в результате объединения организаций, за счет государственной субсидии) или создания самим хозяйствующим субъектом. Согласно принципу стоимости, нематериальные активы должны отражаться при приобретении по стоимости их приобретения. Стоимость приобретения включает все затраты, понесенные в связи с приобретением актива, в том числе, цену покупки, затраты по перевозке, юридические расходы и любые другие затраты, связанные с приобретением. Если нематериальный актив был приобретен полностью или частично на бартерной основе за неденежное возмещение, его стоимостью является сумма, заплаченная денежными средствами, плюс текущая рыночная стоимость неденежного возмещения. Если эта стоимость не может быть определена достоверно, то используется рыночная стоимость приобретенного нематериального актива.
12. Учет поступления НМА. Нематериальные активы зачисляются в состав нематериальных активов на основании акта приемки по мере создания или поступления их на предприятие или окончания работ по доведению их до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях. Поступление НМА оформляют Актом приемки-передачи НМА. В акте должно указываться точное наименование вида НМА и дата его передачи предприятию (дата создания на предприятии), характеристика объекта, его первоначальная стоимость, норма амортизации и другие необходимые данные. При оформлении приемки НМА акт составляется в одном экземпляре на каждый объект. Допускается составление общего акта, оформляющего приемку нескольких однотипных нематериальных активов. Акт после оформления с приложенной документацией, описывающей сам объект НМА или порядок его использования, или документы, подтверждающие те или иные имущественные права предприятия, относящиеся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия или лицами на то уполномоченными. В случае приобретения нематериальных активов на основании лицензионных, авторских или иных предусмотренных законодательством договоров, в качестве учетных единиц принимаются соответствующие лицензии и договоры. Существует несколько основных видов поступления нематериальных активов. 1. Приобретение нематериальных активов за плату. 2. Поступление нематериальных активов в порядке бартера. 3. На этапе образования предприятие может получить нематериальные активы от учредителя (участника) в качестве вклада в уставный капитал. Размер этого вклада указывают в учредительном договоре. В пределах данной суммы учредитель (участник) может внести свой вклад нематериальными активами. При передаче нематериальных активов приводят их перечень, указывают их первоначальную стоимость, износ и цену соглашения, по которым их относят в счет уставного капитала. 4. Возможно поступление нематериальных активов от юридических или физических безвозмездно в экспертной оценке. Здесь нематериальные активы относят на увеличение добавочного капитала. 5. Поступление нематериальных активов для осуществления совместной деятельности.
13. Учет выбытия НМА. Нематериальный актив списывается с бухгалтерского баланса при его выбытии или, если не ожидается получение никаких экономических выгод от его использования или последующего выбытия. Доходы или убытки, полученные от выбытия нематериального актива, определяются как разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью за минусом расходов по выбытию, которая в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности признается как доход или расход. Основными видами выбытия нематериальных активов с предприятия являются: их реализация (продажа); безвозмездная передача; списание вследствие непригодности; передача в счет вклада в уставные капиталы других организаций; списание после окончания срока полезного использования.
14. Учет амортизации НМА. Нематериальные активы используются длительное время и в течение этого времени их стоимость ежемесячно переносится на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Экономический механизм постепенного переноса стоимости нематериальных активов на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены нематериальных активов называется амортизацией. Срок полезной службы нематериального актива устанавливается субъектом самостоятельно на основе наиболее приближенной оценки руководства, но не более срока деятельности субъекта с момента готовности нематериального актива к использованию, если иное не предусмотрено законодательством (патент, авторское право) или договором (лицензионное соглашение). По нематериальным активам, по которым нет возможности точно определить срок их полезного использования, такой срок устанавливается в течение 10 лет, но не более срока действия самого хозяйствующего субъекта. Для начисления амортизации нематериальных активов используются различные методы: прямолинейный (равномерный); метод уменьшающегося остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Начисление амортизации производится с момента готовности нематериального актива к использованию по назначению. Сумма амортизации обычно признается как расход, если она не включена в стоимость другого актива. Линейный способ начисления амортизации. При линейном способе амортизация осуществляется исходя из срока полезного использования. При этом способе первоначальная стоимость нематериальных активов списывается по нормам амортизации, определенным с учетом срока полезного использования. Норма и сумма амортизации остаются неизменными на весь срок полезной службы. При применении начисления амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка годовая сумма этих отчислений определяется исходя из остаточной стоимости на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования. Способ уменьшаемого остатка. Основан на том, что полезность НМА в начале срока его полезного использования значительно выше, чем в последующем. Это связано с быстрым моральным, техническим устареванием актива в конце срока его полезной службы. При этом методе норма амортизации применяется не к амортизационной ст-ти, а к балансовой ст-ти НМА. При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизации по приобретенным и использованным в производственной деятельности нематериальным активам должна быть основана на их остаточной стоимости на начало каждого отчетного года и той нормы амортизации, которая исчислена исходя из срока полезного использования. Метод списания ст-ти пропорционально объему выполненных работ. Основывается на том, что полезность НМА зависит не от времени, а от результатов его исп-ия. В данном случае срок полезной службы опр-ся кол-ом продукции или объемом услуг, кот компания рассчитывает произвести или оказать с исп-ем данного НМА. При этом методе амортизация начисляется посредством распределения амортизируемой ст-ти НМА прямо пропорционально кол-ву продукции или объему услуг, произведенных за отчетный период в теч срока его полезной службы. Сумма амортизации отличается год от года. Начисленная амортизация увеличивается, а балансовая ст-ть уменьшается в зависимости от кол-ва произведенной продукции.
15. ТМЗ. Методы оценки ТМЗ. Запасы – это активы: предназначенные для продажи в ходе обычной деят-ти; в процессе пр-ва для такой продажи или в форме сырья и мат, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг. ТМЗ признаются в балансе только тогда, когда существует вероятность притока буд эк выгод от их использования. Сущ-ет 3 метода оценки ТМЗ: 1.средневзвешенной ст-ти – предполагается, что ст-ть мат запасов – это средняя ст-ть имеющихся в наличии запасов на начало месяца плюс ст-ть поступивших в теч этого месяца. 2. ФИФО – метод оценки ТМЗ по ценам первых покупок. Суть заключается в том, что запасы продаются (списываются) в том же порядке, что и закупаются: первый пришел – первый ушел. Т.о. ст-ть остатков на конец основывается на ст-ти последних по времени закупок. 3. специфической идентификации – предполагает расчет себест-ти единицы ТМЗ, кот обычно не являются взаимозаменяемыми, тов и услуг, произведенных и предназначенных для спец проектов или заказов. При использовании этого метода, известно какие конкретно единицы ТМЗ проданы, а какие остались.
18. Система учета запасов. Порядок проведения инвентаризации ТМЗ. Инвентаризация ТМЗ – один из приемов контроля, обеспечивающий сохранность соб-ти, кач-ое состояние ценностей, ведение их складского и бух учета. Инвентаризационная комиссия составляет «Инвентаризационную опись ТМЗ». Опись применяется для отражения данных фактического наличия ТМЗ (сырья, мат, тары). Составляется в одном экземпляре комиссией на основе пересчета, взвешивания запасов отдельно по каждому местонахождению и мат ответ-му лицу, на хранении кот нах-ся запасы. ТМЗ заносятся в инвентаризационную опись по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. Инвентаризация ТМЗ должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. После оформления в установленном порядке опись передается в бух-ию для составления сличительной ведомости. Председатель рабочей инвентаризационной комиссии проверяет фактическое наличие ТМЗ путем обязательного их пересчета, взвешивания или перемешивания. ТМЗ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются мат ответ-ми лицами в присутствии членов инветариз комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись с наименованием «ТМЗ, поступившие во время инвентаризации» Там указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, кол-во, цена. Для определения результатов инвентаризации бух-ия на основе инвентаризационных описей составляет «Сличительные ведомости результатов инвентаризации ТМЗ». В них вносятся только те запасы и ценности, по кот установлены расхождения. В ведомостях указывается наименование ТМЗ и их хар-ка, результаты инвентаризации. Описи подписывает бухгалтер; мат ответ-ое лицо своей подписью подтверждает согласие с результатами инвентаризации. Ущерб при хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче ТМЗ определяют в установленном порядке.
19. Учет дебиторской задолженности. Ее типы. Дебиторская задолженность – задолженность других лиц перед данной организацией, отражение кот в учете выражено как имущество организации, т.е. право на получение опр-ой денежной суммы (товара, услуги) с должника. Дебиторская зад-ть – это буд эк выгода, воплощенная в активе и связанная с юр правами, включая право на владение. ДЗ как вид актива имеет 2 сущ-ые хар-ки: воплощает буд эк выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост ден средств; представляет собой ресурсы, кот управляет организация. ДЗ подразделяют на торговую – возникшую в результате операций по продаже продукции, тов, услуг и неторговую – возникшую в результате прочих операций. ДЗ, срок погашения кот менее 1 года должна отражаться в составе текущих активов на счетах подраздела 1200 «Краткосрочная ДЗ». Вся остальная ДЗ, срок погашения кот более 1 года должна отражаться в составе долгосрочных активов на счетах подраздела 2100 «долгосрочная ДЗ».
20. Учет резервов по сомнительным требованиям. Методы создания резервов по сомнительным требованиям. Резерв по сомнительным требованиям создается на основе результатов инвентаризации ДЗ, проведенной в конце отчетного периода. Сомнительный долг – это ДЗ по счетам, не оплаченным покупателями в установленные договором сроки. Безнадежный долг – это ДЗ, по кот истекли сроки исковой давности. Если сомнительная зад-ть вероятна и может быть оценена по принципу сопоставимости, возможные расходы связанные с ней, необходимо отражать в том отчетном периоде, когда произведена реализация. Расходы связанные с сомнительной зад-тью отражаются путем формирования резерва по сомнительным долгам, кот создается в конце года на основании данных инвентаризации ДЗ. Согласно методическим рекомендациям МСФО ДЗ показывается в бух балансе за вычетом резерва по сомнительным долгам. Если сомнительная ДЗ признана безнадежным долгом, а хоз субъект не создает резерва по сомнительным долгам, то сумма может быть списана непосредственно на расходы периода в момент признания безнадежного долга. При образовании резерва по сомнительным долгам п/п-ия