Шпаргалка: Понятие "личность", его соотношение с понятиями "индивид", "индивидуальность"
Личность (Л) – это более конкретная характеристика человека, характеризующая не его биологические качества, а, прежде всего, то, кем является человек в обществе, его социальные качества. Само слово Л в первоначальном смысле означало роль, которую играл актер в древнегреческом театре. Ролевая концепция Л очень широко распространена в современной социологии, где Л рассматривается как набор определенных социальных ролей. В РФ качества Л тесно связаны с такими понятиями, как нравственность и духовность. Т.е. далеко не каждый человек является Л, а только высоко духовный и нравственный. Т.о. происходит своеобразная оценка человека, которая часто носит субъективный характер. Понятие человека шире понятия Л. Человеком рождаются, а Л становятся в процессе воспитания, образования, включения в общественную жизнь. В историческом плане Л появляется тогда, когда человек выделяет себя из коллектива, формирует способность к самостоятельному мышлению и действию. Т.е. Л появляется в рабовладельческом обществе (Л раба и Л владельца). Что касается типологии Л, то существуют разные категории: социально-классовые, социально-демографические, социально-исторические, социально-профессиональные, социально-ролевые.
В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция, однако, не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.
Сущностная концепция является более глубокой. Личность – индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, повелений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.
Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра – «Я». Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.
Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психолог стержень человека.
«Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность» - Гегель.
Слово характер, как правило, означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.
Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей «неличности», т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.
Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.
Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, а личность – это уже полноценный субъект предметно-практической деятельности и общественных отношений.
В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого челов проявляется уже на биолог уровне. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. Что же представляет собой личностная уникальность? В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт – все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.