Статья: Интернет в деятельности российских школ на современном этапе
Использование компьютерных телекоммуникаций в отечественных школах берёт свое начало с 1989 года. Тогда несколько школ из Москвы, С.-Петербурга, и городов США приняли участие в Российско-американском проекте "Школьная электронная почта". Сегодня тысячи школ в России активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных телекоммуникациях с помощью E-mail, Chat и Web-конференций.
Институт общего среднего образования РАО совместно с Центром дистанционного образования «Эйдос» проводит исследования, связанные с дистанционной деятельностью российских школ. Эти исследования носят научно-практический характер и осуществляются на базе дистанционных мероприятий, в которых участвуют школьники, педагоги, управленцы образования.
За последний год нами проведены дистанционные эвристические олимпиады по физике, математике, естествознанию, английскому языку, географии, а также дистанционные образовательные проекты, в которых приняло участие более 2000 школьников, находящихся в самых разных регионах страны. Совместно с Министерством образования проведена Дистанционная августовская конференция на тему "О переходе к 12-летней школе", в которой приняло участие 6230 педагогов и управленцев образования из 45 городов России.
Завершен первый Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года-99", организованный Российской академией образования и Центром дистанционного образования "Эйдос". Многие учителя принимают участие в проводимых нами дистанционных педагогических курсах и семинарах. Для организации оперативной педагогической деятельности издается еженедельный электронный образовательный журнал "Эйдос" и список рассылки Eidos-List, имеющий более 700 адресатов – школ, педагогов, учащихся.
Опыт дистанционной деятельности и ее научный анализ позволил нам сделать вывод о зарождении особого типа педагогики – дистанционной. По мнению ряда экспертов, предполагается, что в недалёком будущем на долю дистанционных форм образования человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40%) и самообразованием (20%). В связи с этим необходим пересмотр существующих подходов к образованию детей, которые будут жить в системе знаний и деятельностей, существенно отличающихся от тех, которые имеются в современной школе. Рассмотрим проблематику развития дистанционного школьного образования.
От дополнительного образования к основному. Анализ динамики развития отечественного дистанционного обучения обнаруживает тенденцию его постепенного перехода из сферы дополнительных услуг в область общего среднего образования. Учителя, активно применяющие в своей работе электронные телекоммуникации и участвующие со своими учениками в дистанционных образовательных проектах, становятся перед проблемой интеграции очных и дистанционных форм обучения. Возникают проблемы как методического, так и мировоззренческого плана, связанные с освоением совершенного иной педагогической реальности — виртуальной.
Актуальными задачами для учителей и ученых становится разработка психолого-педагогических, методологических, дидактических, правовых основ дистанционного обучения, определение подходов к конструированию соответствующих образовательных стандартов, учебных программ, педагогических технологий и средств обучения, требующих учета открывающихся общемировых образовательных Интернет-массивов и телекоммуникационных возможностей.
Личностный характер взаимодействия в сети. В какой мере и как обучающая программа или удаленный в пространстве преподаватель, общающийся с учениками через сеть, может заменить непосредственное живое общение и взаимодействие ученика и учителя? На наш взгляд, учитель, обращающийся к ученикам с помощью текста, графики и других компьютерных средств, неизбежно вкладывает в них свою сущность, своё "Я". А возможности аудио и видеосвязи расширяют личностное взаимодействие, придавая ему особый виртуальный статус. В то же время, наш опыт убеждает в том, что оптимальный состав участников дистанционного обучения включает в себя дистанционного учителя, удаленных от него школьников и их локальных координаторов, имеющих возможность очного контакта с учениками.
Для всех ли пригодно дистанционное обучение? Такое обучение предполагает повышенную активность и мотивацию учеников, нежели в очном обучении. Нами разработана и успешно реализуется креативная технология дистанционного обучения, позволяющая поддерживать и стимулировать дистантую деятельность удаленных учеников. Такая технология ориентирована на организацию деятельности учеников с учетом их личных целей и на создание ими образовательных продуктов в изучаемой области.
По мнению локальных координаторов, школьники участвуют в эвристических дистанционных олимпиадах и проектах с большим интересом, чем в аналогичных очных мероприятиях. Другая проблема состоит в том, что на содержание и технологию дистанционного обучения влияют технические возможности удаленных учащихся. Например, формы обучения зависят от того, имеет ли ученик полный доступ к Интернет или только электронную почту.
Соотношение региональной и глобальной образовательной среды. Дистанционное обучение всё ещё часто связывается с территориальными ограничениями образовательного пространства в рамках отдельной школы, города, района, области. Процесс перехода от замкнутого локального образовательного пространства к открытой образовательной среде требует разработки принципиально новых подходов к администрированию учебного процесса, формированию его целей, содержания и технологий.
Сеть Интернет позволяет конструировать образовательные системы на глобально-территориальных основаниях. Сейчас идёт работа по созданию систем так называемого "распределённого образования", когда учащиеся могут обучаться одновременно в разных образовательных учреждениях, выстраивая с помощью педагога-наставника индивидуальную траекторию своего образования.
Содержание образовательных массивов. Одна из актуальных задач - наполнение Интернет-пространства образовательными ресурсами. Одновременно становятся актуальными проблемы качества содержания, экспертизы, поиска и фильтрации этих ресурсов. С удешевлением информации падает её качество – одна из проблем, связанная с интенсивным развитием Интернет. Важной становится проблема информационной экологии, формирования среды обитания ученика, открытости информации и её цензуры.
Анализ имеющихся школьных Web-страниц показывает, что многие учебные заведения пока не вышли за уровень самопрезентации и не побуждают посетителей сайта к интерактивному диалогу. Взгляд на сервер как на систему интерактивных способов и средств обеспечения дистанционного образования только начинает формироваться. К примеру, структура и содержание образовательных Web-страниц должны выстраиваться с учётом индивидуальных траекторий пользователей, имеющих различные мотивы и интересы. Кроме того, необходимо решение вопроса, что размещать на школьном сервере для общего доступа, и что требует ограниченного доступа (например, на платной основе)?
Интерактивность образовательного процесса. Новые информационные технологии интерактивны, поскольку предоставляют ученику возможность совершать собственные действия, требуют от него быстроты, смекалки и других личностных качеств. Простой перенос в дистанционное обучение методов работы с "бумажными" учебниками не эффективен. Интерактивность работы с образовательными массивами предполагает более тесную их интеграцию с новыми образовательными технологиями, основанными на деятельностном подходе к обучению. Создание более комфортных, по сравнению с традиционными, условий для творческого самовыражения ученика связаны с разработкой новых видов компьютерных заданий для учащихся, обеспечивающих вариативность и интерактивность учебных действий, специальные методы работы с гипертекстом.
От усвоения информации к организации деятельности. Дистанционное обучение понимается иногда как передача информации учащимся. Прослеживается опасная, на наш взгляд, тенденция распространения информативного типа образования, когда целью становится "дать как можно больше знаний как можно большему количеству людей, за наименьшее время и с наименьшими затратами". Под знаниями здесь понимается информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний игнорируется.
Прогрессирующее увеличение объёма и доступности образовательной информации, которая содержится в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках не предполагает от учащегося её усвоения. С помощью поисковой системы он может быстро найти и применить для решения учебных задач любую информацию. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на освоение технологии, с помощью которой он создаёт или конструирует необходимую ему образовательную продукцию.
Организация учебного процесса. Организационная и творческая составляющие дистанционного обучения должны базироваться на интерактивных формах занятий. Например, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах, существенно усиливает мотивационную сторону учебного процесса. Дистанционные формы обучения повышают активность учащегося, предполагают постановку учащимися своих образовательных целей, выбор форм и темпов обучения в различных образовательных областях.
В то же время, необходимы детальные исследования следующих вопросов: Как преодолевать возможное отчуждение учащихся от дистанционного учебного процесса? Как строить обучение навыкам самодвижения? Какова достоверность образовательных результатов и их оценок для удаленных от педагога учащихся? Действительно ли дистантные учебные заведения будут выпускать людей с уровнем образования, отмеченным в выдаваемых сертификатах? Для решения этих вопросов необходимо создание образовательных стандартов дистанционного обучения, включающих специфические системы диагностирования и оценки учебных результатов.
Интерактивные обучающие программы. В сфере программного обеспечения дистанционного обучения наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Вероятно, в скором времени следует ожидать компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности дистанционного обучения, позволит увеличить креативную составляющую современного образования.
Ориентация на создание образовательного продукта. Одной из возможностей дистантной деятельности учеников является создание ими образовательных продуктов, размещаемых в сети. Данная возможность повышает степень самореализации учащихся и побуждает их к более успешному обучению. Полезным средством является разработка учениками и педагогами образовательных Web-страниц, содержащих определённым образом собранные гиперссылки на ресурсы сети Интернет - так называемые Web-квесты.
Актуальным не только для учеников, но и для учителей является публикация их работ на Web-сервере. Кроме профессионального самовыражения педагогов такая форма деятельности имеет и педагогическую цель - способствовать повышению оценки профессионального уровня педагога, необходимой, например, при его аттестации. Учительские публикации должны проходить научную экспертизу учёных, организованную через систему рецензирования. Тогда эти публикации будут иметь основания для принятия административных решений по повышению профессионального статуса учителя.
Техническая подготовленность педагогов и администраторов. Отсутствие необходимого технического уровня подготовки учителей делает более актуальной именно эту сторону организации дистанционного обучения. Разработку содержания курса или Web-страницы педагог может осуществлять после приобретения первичных навыков работы с компьютерными программами типа электронной почты или броузера. Представление о технических возможностях и особенностях программного обеспечения для дистанционного обучения достаточно сильно меняет понимание педагога о разрабатываемых им курсах. Проблема состоит также в том, как восполнить или стимулировать увеличение временных затрат педагога на начальной ступени освоения дистанционных форм обучения.
По данным физиологов от 40 до 60% современных людей отличаются технофобией, то есть избегают работы с техникой, в том числе и с компьютерами. Не будет ли технофобия тормозом для развития дистанционного обучения и причиной сопротивления администраторов и педагогов, от которых зависит внедрение современных технологий в учебный процесс? И наоборот, как отражается на педагогах и учащихся увеличение их общения с компьютером? Немаловажны не только физиологические, но и нравственные аспекты этих вопросов.
Мировоззрение человека в виртуальном мире отличается от мировоззрения, формирующегося в реальном мире. Открытость дистантных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать в сети Интернет. Общение учащегося со сверстниками-единомышленниками, с удаленными от него педагогами, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности формирует особое планетарное сознание.
В связи с эти возникают вопросы: Каковы будут взгляды на мир выпускника виртуальной школы? Какими личностными чертами будет обладать этот человек? Виртуальный и реальный мир - в чём сходство и отличие их целей и ценностей? Для ответов на эти вопросы необходимы комплексные научно-практические исследования с участием педагогов, психологов, социологов, философов.
Ближайшее развитие Учебного Интернета в России связывается нами с организацией научно-педагогического осмысления происходящих в сети процессов и опережающей разработкой дистанционных образовательных технологий, интегрирующих современные телекоммуникационные возможности с наиболее продуктивными педагогическими средствами и технологиями.