Статья: Психология безопасности и ее место в системе наук
Любая наука или ее отрасль (область науки) всегда имеет свой предмет и объект исследования. Так, например, объектом психологической науки является главным образом человек (эта наука изучает и другие живые существа), а предметом — закономерности психического отражения им объективной реальности. Объектом психологии труда является трудовая деятельность человека, а предметом — психологические факторы, влияющие на ее процесс и результаты.
Психологические вопросы безопасности по традиции принято связывать с психологией труда, и это обстоятельство, вероятно, обусловило тот факт, что изучение этих вопросов годами велось главным образом в области производственного и сельскохозяйственного труда — основных объектов исследования данной отрасли психологии. Этому способствовало и то обстоятельство, что именно в названных видах труда наиболее часто возникали несчастные случаи и здесь они носили наиболее тяжелый характер, что влекло за собой наибольший ущерб экономического и социального порядка.
С развитием более молодых отраслей психологии — военной, инженерной, авиационной и космической — обнаружилось, что психологический аспект безопасности в труде военного или оператора (в том числе летчика, космонавта) [19, 79] не менее актуален, чем в труде рабочего. Поэтому в каждой из этих отраслей стали самостоятельно выделяться и изучаться вопросы безопасности рассматриваемых видов деятельности.
Следует отметить, что проблемы безопасности присущи не только тем видам деятельности, где используется техника. Так, например, труд следователя, милиционера, где приходится иметь контакт с преступниками, зачастую оказывается более опасным, чем труд обычного рабочего. В нем имеют место и элемент высокой опасности, и средства защиты, и необходимость риска, и многие другие факторы, которые являются объектом изучения психологии безопасности труда. Труд врача оказывается также нередко связан с высокой опасностью заразиться и тяжело заболеть, к тому же в деятельности врача существует опасность причинить вред больному. Известно, что, когда человек непреднамеренно наносит повреждение другому, он обычно переживает свою ошибку тяжелее, чем тогда, когда наносит такое же повреждение самому себе. Поэтому опасность ошибиться в серьезной хирургической операции или при применении сильнодействующего лекарства переживается врачом часто значительно сильнее, чем опасность получить травму на производстве — рабочим. Осознание степени риска, его необходимости, цены ошибки, использование средств защиты и многие другие факторы, связанные с опасностью, нередко присутствуют и в деятельности спортсменов.
Из всего сказанного следует, что психологические проблемы безопасности труда присущи целому ряду весьма различных видов деятельности. Отсюда также вытекает заключение, что нельзя ограничивать круг этих проблем вопросами только производственного и сельскохозяйственного труда. Поэтому психологию безопасности, вероятно, целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности.
Связь психологии безопасности деятельности с другими отраслями психологической науки графически представлена на рис. 1.1.
Правомерность данного подхода подтверждается и следующими соображениями. В наше время психологические вопросы безопасности, в зависимости от конкретного вида деятельности, исследуются по-разному: существует свой подход к изучению безопасности труда заводского рабочего, свой — к безопасности шахтеров, своими специфическими путями изучается безопасность труда летчиков, безопасность дорожного движения, безопасность спортивной деятельности и пр., то есть происходит подчинение этих исследований специфике отдельных видов деятельности, их дробление исходя из особенностей используемых в них орудий. Фактически же существует одна общая психологическая проблема — изучение закономерностей деятельности человека в условиях физической опасности и поиск путей обеспечения ее безопасности, в центре которой стоит человек — субъект деятельности, а не ее орудия. При таком подходе к организации исследований открываются возможности для выявления общих психологических закономерностей, присущих различным видам деятельности, связанным с опасностью. И именно эти общие теоретические положения должны лечь в основу частных исследований, проводимых с учетом специфики отдельных видов деятельности, объединив их в единое научное русло. Тогда-то на общей научной базе станут возможными и более продуктивные исследования безопасности в отдельных видах деятельности, способствующие развитию и обогащению всего этого научного направления.
Исходя из принятого нами подхода, можно дать следующее определение выделенной нами отрасли психологии.
Психология безопасности — это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности*, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
* Поскольку трудовая деятельность является наиболее распространенным видом деятельности, то далее речь будет вестись главным образом о ней.
Объектом исследования психологии безопасности являются различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
Предметом исследования данной области являются:
психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность;
психические состояния человека, сказывающиеся на безопасности его деятельности;
свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.
Психология безопасности труда и эргономика
Уже много лет труд является предметом изучения целого ряда весьма разнообразных наук: физиологи и гигиенисты изучают биологический аспект труда и влияние на него различных условий, психологи по труду и инженерные психологи — психические процессы в трудовой деятельности, а также взаимодействие человека с машиной, антропометристы измеряют двигательные возможности человека, специалисты по технической эстетике изучают влияние фактора красоты на процесс и результаты труда, психологи, инженеры и врачи — вопросы безопасности труда и т. д. При этом каждый специалист пытается усовершенствовать главным образом интересующий его аспект труда.
Однако все эти характеристики в трудовой деятельности оказываются тесно связанными и взаимообусловленными, и усовершенствование труда по любому из этих показателей так или иначе ведет к изменениям других его показателей, причем нередко к изменениям неблагоприятным. На это обстоятельство ученые обратили внимание уже около ста лет назад. Они высказали мысль о целесообразности создания единой науки о труде — эргономики, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей ее оптимизации по критериям этих наук.
На необходимость разработки комплексной науки о труде (эргономики, эргологии, или эргонологии) указывали еще в первые годы Советской власти русские ученые В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев. В 1930 г. Н. А. Бернштейн в работе «Современная биомеханика и вопросы охраны труда» [21] впервые поднял вопрос об эргономическом подходе к решению проблемы безопасности труда. Отмечая ограниченность и консервативность профессионального отбора как подхода к согласованию человека с техникой (даже животных сложно отбирать и селекционировать), он подчеркивает важность эргономического подхода к согласованию техники и психофизиологических возможностей человека.
«Если нельзя приспособить работника к орудию и обстановке, — писал Н. А. Бернштейн, — то следует приспособить орудия и обстановку к работнику. Если нельзя построить по техническому расчету всю систему «орудие — работник», то следует по крайней мере 1) произвести расчет работника, «беря» его так, как он дан природой, и 2) рассчитать и построить орудие так, чтобы согласовать во всех деталях расчет этой второй части системы с уже произведенным расчетом первой части, рассчитать орудие так, чтобы вся система была цельной и могла безупречно работать. Это положение определяет роль и участие биомеханики в области охраны труда» [21, 3—4]. Хотя Н. А. Бернштейн, как физиолог, подчеркивал важность учета биологических факторов человека, его идею о создании цельной и безупречно работающей системы можно понимать как стремление к комплексному учету различных переменных человеческого фактора. При этом ученый стоял на точке зрения необходимости разработки объективных и научно обоснованных методов расчета и учета человеческого фактора при создании системы «орудие — работник». Пока же, отмечал он, одна часть этой системы рассчитывается, а другая берется без особых расчетов (а то и знаний).
Такое положение в этом вопросе, по мнению Бернштейна, ведет к тому, что человек ломает машину, а машина повреждает человека. Инженер строит топку, но он обычно не знает допустимые температурные перегревы человека, которому предстоит работать у этой топки. «Поэтому, — заключает Н. А. Бернштейн, — охрана труда часто становится бытовым компромиссом почти филантропического порядка, вместо того чтобы лечь в основу расчетов всей работающей системы в целом. Работник охраны труда должен по-настоящему не вносить поправки в готовую конструкцию, сделанную без его участии, а участвовать как необходимый сотрудник в самом созидательном процессе» [21, 4].
Поставив еще в 1930 г. проблему согласования человека с машиной (задолго до появления современной инженерной психологии и эргономики), Н. А. Бернштейн указывал на сложность расчетов и алгоритмических описаний деятельности человека в проектируемой системе. Если нагруженный узел в машине можно сделать прочнее и этим обеспечить ее более надежную работу, то значительно сложнее сделать так, чтобы большая физическая нагрузка падала на более крупные мышцы, чтобы более сложная задача решалась с большей активацией нервной системы и ее энергетическим обеспечением организмом. Причем, как показывает автор, даже очень небольшая ошибка в согласовании человека и машины может вызвать несчастный случай. В подтверждение этого положения он приводит данные врача Мо-гилянской, которая показала, что штамповщик убирает руку из опасной зоны за 0, 02—0, 04 с до падения пресса (время простой сенсомоторной реакции отдергивания руки составляет 0, 1—0, 15 с). Сложность расчета даже такого сравнительно простого элемента деятельности рабочего, как движение руки, обусловлена тем, что здесь приходится учитывать не только возможность движения (антропометрические данные), но и его удобство, его естественность, привычность в условиях статики и динамики. Тот факт, что силовая энергия в системе «орудие — работник» обычно подается извне и работнику приходится ловко манипулировать ею, порождает порой такие условия, что для успешного труда оказывается необходимым «акробатический» синтез силы и ловкости.
Все сказанное свидетельствует о том, что для разностороннего изучения трудовой деятельности необходим именно такой подход, который способен синтезировать в себе достижения ряда наук, изучающих трудовую деятельность человека с различных точек зрения. Подобный подход лежит в основе современной эргономики, которая, объединяя в себе комплекс наук о труде, в то же время не является их простой суммой.
Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, служащая цели повышения ее эффективности путем оптимизации условий и процесса труда по всем его существенным показателям. Следует заметить, что в понятие эффективности труда здесь включается не только высокая производительность, достигаемая при минимальных затратах, но и положительное формирующее влияние труда на личность рабочего, высокий уровень его удовлетворенности своим трудом и т. д.
Данные эргономики, вытекающие из анализа различных сторон трудовой деятельности, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда (НОТ). Однако НОТ решает более широкую задачу, чем эргономика, — она оптимизирует труд не только исходя из создания более благоприятных условий для деятельности человека, но и с учетом производственных соображений технического, экономического и организационного порядка (рис. 1.2). Отсюда можно заключить, что охрана труда, в широком смысле этого понятия, осуществляется при посредстве научной организации труда. Эргономика, решая задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует и охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность. И если гигиена труда здесь организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается главным образом при посредстве психологии. Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда. Следовательно, психология безопасности труда, с одной стороны, непосредственно решает задачи обеспечения трудовой деятельности с точки зрения повышения ее безопасности и, с другой — используется, как отрасль эргономики, для разработки более безопасных техники и условий труда, более совершенных средств защиты, также способствуя охране труда [181].
Из всего вышесказанного следует, что психология безопасности труда является и отраслью психологических наук, и областью эргономики (а через нее и научной организации труда).