Статья: Томас Кук: путешествие без риска
Томас Кук, в отличие от своего знаменитого соотечественника-однофамильца, никаких географических открытий не совершал. Он совершил простое человеческое открытие – придумал туризм и все, что с ним связано: маршрут, билеты, бронирование гостиниц, путеводители, дорожные чеки.
Он сделал путешествие доступным, комфортным, безопасным, а сам туристический бизнес прибыльным.
НЕБОГАТЫЙ ФЕРМЕР Джон Кук, как и большинство жителей городка Мельбурн, расположенного в центральной Англии, занимался выращиванием овощей и фруктов. Такое будущее ждало и его сына Томаса, родившегося 22 ноября 1808 года. Однако судьба распорядилась иначе. Отец умер, оставив семью без средств к существованию. Мать снова вышла замуж, и у Томаса появился отчим – Джеймс Смитхард, который, надо отдать ему должное, оказался порядочным человеком и отнесся к пасынку по-отечески. Он отправил его учиться в школу при монастыре. В 17 лет Томас Кук стал полноправным членом церкви баптистов. Он переехал из Мельбурна в Лафборо, где преподавал в воскресной школе и писал статьи для местного баптистского журнала.
В 1830 ГОДУ из-за нехватки средств баптистская ассоциация города Лафборо перестала платить Куку зарплату. Поэтому ему пришлось сменить профессию и стать плотником. Кук снял небольшую мастерскую в соседнем с Лафборо городке Харбораф и переехал туда с женой. Но ни новый образ жизни, ни житейские проблемы не стали преградой на пути прирожденного проповедника. Он продолжил миссионерскую деятельность. Кук без устали проповедовал борьбу с пьянством в обществе, где само законодательство, чтобы противостоять импорту бренди, поощряло перегонку спирта в домашних условиях.
В 1836 году Кука единогласно избрали секретарем только что созданного в Харборафе Общества трезвенников. Начала приносить постоянный доход и его мастерская. Благосостояние Кука росло, теперь он мог нанять помощников, обзавестись учениками и сосредоточить все свои силы на борьбе с пьянством.
Но в полной мере раскрыть свои организаторские способности Куку помог прогресс, а точнее ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ между Дерби и Рагби, которое было открыто в 1840 году. Пожалуй, первым, кто смог по достоинству оценить возможности нового вида транспорта и потребности железнодорожников в клиентах, был Томас Кук. Он задумал использовать железную дорогу... в своих благих целях: проповедовать с ее помощью здоровый образ жизни.
Кук решил нанять поезд и отвезти на нем своих союзников в Лафборо на съезд Ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. С этой целью он обратился к секретарю железнодорожного общества Джону Фоксу Беллу и убедил его предоставить скидку на билеты, если ему удастся собрать достаточное количество пассажиров. На подготовку поездки было потрачено две недели. Во-первых, Куку предстояло договориться о культурной программе и питании в Лафборо. Во-вторых, необходимо было известить всех о предстоящей поездке. Для этих целей были напечатаны и распространены рекламные плакаты. Специальные приглашения были разосланы в другие города.
Эта поездка стала первой в истории человечества туристической поездкой. Известна и точная дата рождения туризма – 5 июля 1841 года. Именно в этот день около 600, столько удалось собрать Куку, «друзей трезвости» встали в девять открытых вагонов и отбыли в Лафборо. В то время это был обычный способ путешествия третьим классом. По прибытии участники съезда проследовали в городской парк, где их ждали чай и сэндвичи с ветчиной, танцы, игра в крикет, а также трехчасовая лекция. Обратно поезд вернулся вечером того же дня. Казалось, что первых путешественников пришел встречать весь город. Поездка обошлась каждому участнику в шиллинг, т.е. почти в десять раз дешевле, чем пришлось бы заплатить за такое же путешествие человеку, пожелай он проделать этот путь самостоятельно.
Позже Кук запишет в своем дневнике: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии». После первого удачного мероприятия последовало второе, третье и так далее. Кук организовал несколько экскурсий стоимостью в шиллинг для взрослого и 6 пенсов для ребенка. Надо сказать, что это были очень доступные цены.
Следующим знаковым мероприятием стала поездка, организованная специально для учеников воскресных школ. В путешествие из Лейстера в Дерби отправилось ни много ни мало – 3 тысячи учеников.
В НОЯБРЕ 1841 ГОДА Кук с семьей переехал в Лейстер. Там Томас открыл новое издательство, специализирующееся на книгах о здоровом образе жизни. Его жена открыла гостиницу, в которой вместо спиртных напитков продавались соки. И всюду висели таблички, запрещающие курить. В гостинице распространялся журнал «Противник курения», в котором курильщикам предлагали бросить это вредное занятие и отправиться в путешествие в компании людей, отказавшихся от спиртных напитков. Желающих поколесить по родным просторам было немало. Кроме того, к решительным действиям обывателей побуждал и придуманный Куком лозунг «Железные дороги – для миллионов!», прочесть который можно было на витринах магазинов, заборах и даже фонарных столбах.
Это обстоятельство позволило Куку заключить контракт с управлением железных дорог на «регулярную поставку пассажиров». Железные дороги за это предоставляли Куку существенные скидки, удешевлявшие поездки. Его экскурсии и путешествия основывались на принципе: «Получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене». Поэтому желающих воспользоваться таким предложением было очень много.
Развитию туриндустрии в Англии помогло еще одно обстоятельство: в 1840-х годах профсоюзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса. У людей появилось свободное время, которое предстояло чем-то занять. Не удивительно, что для многих предложение Кука (поездки) оказалось очень привлекательным.
ПЕРВОЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, организованное Куком, состоялось летом 1845 года. На спецпоезде из Лейстера в Ливерпуль и обратно. Путешествие в Ливерпуль помогло Куку вывести формулу успеха туристического бизнеса. Он сделал ставку на комфорт и безопасность, поэтому отказался от вагонов третьего класса. Прежде чем рекламировать новый тур, Кук сам ознакомился с маршрутом, побывал в городах, где собирался останавливаться с туристами, заключил договоры с владельцами гостинец. Для этой же поездки Кук впервые предложил дорожные чеки.
ДОРОЖНЫЕ ЧЕКИ – новый вид финансового документа. По данной бумаге, заверенной банком и ее владельцем, можно было в определенных местах получать наличные деньги. А для грабителя она никакой ценности не представляла – чеки были именными.
Кроме того, он составил и издал небольшой путеводитель с рассказом о значимых и интересных местах. Рекламная кампания, впрочем, как и сама поездка, удались. Вместо планируемого одного поезда, в путь пришлось отправить два.
ГОД СПУСТЯ КУК, привыкший не останавливаться на достигнутом, придумал новое направление недавно созданной им же индустрии – тематический туризм (сегодня одно из самых востребованных и прибыльных направлений в турбизнесе). Он поехал в Шотландию, чтобы разработать маршрут для читателей произведений Вальтера Скотта и Роберта Бернса, составил путеводитель и открыл новое направление. В первой же поездке Кук сопровождал 350 человек.
Проложив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук двинулся дальше и обратился к крупным землевладельцам центральной Англии с необычным для того времени предложением – открыть их замки и парки для осмотра. Чудо свершилось – аристократы и магнаты откликнулись на его просьбу. Далее неугасающая энергия Томаса была направлена на организацию экскурсий на выставки. В 1851 году в лондонском Гайдпарке был возведен огромный павильон для торгово-промышленной выставки. Томас Кук рассудил, как всегда разумно: выставка может быть интересна рабочим и их семьям. После чего он стал размышлять над тем, как сделать посещение выставки доступным по цене, и решил эту задачу весьма оригинальным способом. В течение трех месяцев он организовал по стране несколько клубов для рабочих, внося еженедельно небольшую плату, член клуба, таким образом, приобретал билет до Лондона и обратно, питание и ночлег. Данное мероприятие получило широкую информационную поддержку в недавно созданном Куком журнале «Экскурсант». Благодаря его стараниям выставку посетило в общей сложности более 165 тысяч человек, из них 3 тысячи школьников. К детским экскурсиям у Кука было особое отношение. Все путешествие было продумано до мелочей. На станции прибытия детей и учителей встречал транспорт (омнибусы, фургоны и кебы), доставлявший их на выставку и ждавший весь день. Далее детей отвозили на вокзал. После Лондона аналогичная выставка прошла в Дублине, а потом, в 1855 году, в Париже. Это было первое заграничное путешествие, организованное Томасом Куком. На его подготовку он затратил много сил и времени. Кук подписал необходимые контракты с владельцами гостиниц, договорился о транспорте, издал путеводитель. Впервые его путеводитель содержал не только информацию о достопримечательностях, но и массу практичных и полезных советов путешествующим англичанам. После закрытия выставки заслуги Кука были отмечены на самом высоком уровне: личный секретарь Наполеона III передал Томасу Куку благодарность императора за его деятельность. После Парижа Кук отправился прокладывать маршрут в другие европейские страны. Следующими направлениями стали Швейцария и Италия. А в 1865 году он стал выводить англичан в Новый Свет, а американцев знакомить со старой и доброй Англией. Во главе американского отделения фирмы стал сын Кука, Джон Мейсон Кук. Агентство «Томас Кук и сын» оказывало американским туристам те же услуги, что и англичанам. Одним из первых американских клиентов фирмы стал Марк Твен.
Не осталась без внимания и Африка. Плотное освоение египетского направления агентство Кука начало в 1869 году, после открытия Суэцкого канала. Через год была получена официальная лицензия местных властей на организацию пассажирских перевозок по Нилу.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ был открыт компанией Кука в 1868 году. Тогда они вышли на рынок с новым предложением – совершить паломничество в Святую землю. Впервые христиане получили возможность совершить путешествие к своим главным святыням с комфортом и в безопасности. Несколько десятков смельчаков, доверявших свои жизни Куку, пересекали пустыню с внушительным караваном: 65 верховых лошадей везли туристов, 87 вьючных лошадей вместе с огромным количеством мулов и ослов были нагружены всем необходимым, 77 сотрудников фирмы сопровождали путешественников, среди которых были вооруженные карабинами охранники со сторожевыми собаками. После первого удачного похода представители знатнейших европейских фамилий встали в очередь, чтобы совершить такое паломничество. После возвращения из Палестины короля Сербии и нескольких русских князей к Куку обратился наследник английской короны принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), с просьбой отправить ко Гробу Господню своих сыновей, Альберта и Георга (будущего Георга V). Премьер-министр Великобритании Гладстон дал Куку специальное задание: организовать для состоятельных англичан экскурсионные маршруты по Индии, а для богатых индусов — по Англии.
А в 1878 году генерал-губернатор Индии попросил Кука специально для мусульман региона открыть новое направление: паломничество в Мекку. Путешествие удалось, после чего в лондонской штаб-квартире фирмы «Кук и сын» было открыто отделение для паломников. Томас Кук скончался в 1892 году, оставив после себя 2497 фунтов. Дело Томаса продолжил его сын, который умер в 1899 году, завещав наследникам имущество стоимостью 663 534 фунта (!). Семейной компания оставалась до 1928 года, затем она была продана. За это время фирма не раз меняла владельца, но каждый новый хозяин оставлял ей старое имя.
***
Томас Кук первым организовал и кругосветный маршрут.
Путешествие началось в сентябре 1872 года и длилось 212 дней.
Глава фирмы не остался в стороне от этого знакового мероприятия и лично сопровождал небольшую туристическую группу.
***
«Леди могут, не нарушая правила приличия, входить в лучшее кафе или сидеть за столиками на улице. Однако леди должны воздержаться от посещения кафе на северной стороне бульваров, между Гранд Опера и Рю Сен-Дени»,– предупреждал прекрасный пол в своем путеводителе по Парижу Томас Кук.
Список литературы
The Chief сентябрь 2009