Учебное пособие: Процедуры при аудите импортных операций

Радикальная экономическая реформа, кардинальное изменение геополитического положения России после распада СССР существенно повысили роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. Усиление внешнеэкономического фактора объективно было продиктовано рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним. Данные обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации, одним из которых является либерализация импорта.

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности.

Анализ стоимостных и физических объемов российского импорта показал, что с началом экономических реформ в России данные показатели значительно сократились. Основной причиной уменьшения импорта в начале экономических преобразований была политика государства, направленная на сокращение расходов государства, включая расходы на централизованный импорт, а также на постепенную ликвидацию системы бюджетного дотирования импорта.

Кроме того, введение в 1993 г. налога на добавленную стоимость, акцизов на импортные товары и повышение в 1994 г. импортных пошлин на многие промышленные и продовольственные товары, а также высокий уровень процентных ставок по рублевым и валютным кредитам, постоянное снижение курса рубля по отношению к твердым валютам» девальвация национальной валюты в 1998 г. не стимулировали закупки товаров за рубежом.

Начиная с 2000 года наметилась тенденция к увеличению импортных поставок. По данным таможенной статистики, импорт России в январе-августе 2002 года составил 28,7 млрд. долларов и по сравнению с январем-августом 2001 года возрос на 8,2 %. Статистические данные свидетельствует о том, что импортные потребности России достаточно велики - от продуктов питания, товаров массового спроса, товаров длительного пользования до высокотехнологичного оборудования практически для всех отраслей народного хозяйства.

В ближайшие годы, даже несмотря на динамичное развитие экономики, Россия не сможет полностью достичь самообеспеченности в некоторых отраслях промышленности, поэтому импортные операции несомненно будут иметь место в структуре внешнеэкономической деятельности страны.

Экономические преобразования в области внешней торговли позволили предприятиям независимо от их принадлежности к государственному либо частному сектору, организационной формы, размеров имущества и сферы деятельности, самостоятельно выходить на внешний рынок, руководствуясь исключительно экономической целесообразностью проводимых внешнеторговых операций.

В условиях развития и становления внешней торговли весьма актуальное значение приобретает аудит. Интеграция в мировую экономику ставит предприятия перед необходимостью предоставления отчетности, заверяемой независимыми аудиторами. Сегодня аудит является необходимым условием, обеспечивающим эффективное развитие рыночных отношений, способствующих стабилизации и росту отечественной экономики.

Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, который сложился в мировой практике. В России принята концепция о построении трехуровневой системы нормативного регулирования аудита.

Верхнем уровнем системы нормативного регулирования является закон «Об аудиторской деятельности», который является документом прямого действия, определяющий роль и место аудита в системе экономических отношений.

Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении единых базовых требований, определяющих нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающих определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований..

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность должны носить вспомогательный характер и основная их цель -помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. На сегодняшний день в системе нормативного регулирования документы третьего уровня не проработаны и являются внутрифирменными стандартами аудиторских фирм.

Необходимость изучения организации аудита импортных операций предприятий обусловлена с одной стороны отсутствием закрепленного на законодательном уровне регламента проведения аудита импортных операций, с другой, особенностью, с которой сталкивается аудитор при проведении проверки, заключающейся в одновременном соблюдении гражданского, валютного, таможенного, бухгалтерского и налогового законодательства, что вызывает определенные трудности в практической работе аудиторов и как следствие влияет на качество аудиторских проверок.

Аудит импортных операций

Аудит импортных операций – один из наиболее важных этапов аудита бухгалтерской отчетности. Проверка деятельности в этой сфере требует особого внимания, так как зачастую кредиторская задолженность перед поставщиками по внешнеэкономическим операциям отражена в бухгалтерском учете некорректно либо раскрыта не полностью.

Программы аудита предусматривают следующие специфические процедуры:

· анализ документов (контрактов, паспортов сделок, инвойсов, коносаментов, международных товарно-транспортных накладных и пр.), которые подтверждают права клиента на отражение в бухгалтерском учете операций по формированию кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте;

· проверка порядка формирования стоимости ТМЦ, оборудования и прочих активов, приобретенных в результате совершения импортных операций;

· проверка перехода права собственности при совершении внешнеэкономических операций (в соответствии с международным правом или импортными контрактами);

· проверка существования, точности измерения и полноты отражения в учете сумм НДС, подлежащего уплате на таможне.

· аудит импортных операций с участием посредника (комиссионера, агента и т. п.);

· проверка порядка отражения задолженности перед таможенными органами по таможенным платежам;

· проверка правоустанавливающих документов, своевременности отражения и стоимостной оценки сумм штрафных санкций, предусмотренных импортными контрактами.

Аудит импортных операций требует знания международного и российского законодательства, специфических разделов бухгалтерского и налогового учета


Список использованной литературы:

1. ??????????? ?????? ??. ????? I ? II.2. ????????? ?? ??????? ?????????????? ????? ? ????????????? ?????????? ? ?????????? ????????? (?????? ?? ?? ?? 29.07.1998 ? 34?)3. ???? ?????? ?????????????? ????? ?????????-????????????? ???????????? ??????????? ? ?????????? ?? ??? ?????????? (?????? ?? ?? ?? 31.10.2001 ? 94?)4. ????????? ?????? ??. ????? I ? II.5. ??????????? ????? ? ???????? ????????? ? ?????????? ? ????? II ?????????? ??????? ?? ? ????????? ?????? ???? ???????????????? ?? ? ??????? ? ??????, ? ????? ? ????????? ??????????? ???? ????????? ????? (????????? ?????) ???????????????? ?? ? ??????? ? ?????? (??????????? ????? ?? 06.08.2001 ? 110-??)6. ??? 1/1998 ???????? ???????? ???????????? (?????? ?? ?? ?? 09.12.1998 ? 60?)7. ??? 4/1999 ?????????????? ?????????? ???????????? (?????? ?? ?? ?? 06.07.1999 ? 43?)8. ??? 9/1999 ??????? ???????????? (?????? ?? ?? ?? 06.05.1999 ? 32?)9. ??? 10/1999 ???????? ???????????? (?????? ?? ?? ?? 06.05.1999 ? 33?)10. ??? 3/2001 ????? ??????? ? ????????????, ????????? ??????? ???????? ? ??????????? ??????? (?????? ?? ?? ?? 10.01.2001 ? 2?)11. ??? 15/2001 ????? ?????? ? ???????? ? ?????? ?? ?? ?????????????(?????? ?? ?? ?? 02.08.2001 ?60?)12. ????????? ? ??????????? ???????? ? ?? (?? ?? ?? 12.04.2001 ?2-?)13. ???????????? ???????? ?? ?????????????? ????????? ? ?????????? ???????????? (?? ?? ?? 13.06.1995 ?49)

К-во Просмотров: 77
Бесплатно скачать Учебное пособие: Процедуры при аудите импортных операций