Многоликость музы А. А. Ахматовой

1. Основные направления лирики Ахматовой.
2. Родина в стихах Ахматовой.
3. Взаимосвязь поэзии Ахматовой и Блока.

В человеке порядочном патриотизм есть ничто иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит он ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше».
Н. А. Добролюбов

А. А. Ахматова писала свои стихотворения в сложное и неоднозначное время. Творчество ее многогранно и удивительно гармонично. Первое стихотворение Ахматовой было напечатано в 1907 году в парижском журнале «Сириус». Начиная с 1911 года Ахматова уже регулярно печатается в московских и петербургских изданиях. В 1912 году вышел первый сборник ее стихов «Вечер». Уже в этом сборнике проявились характерные для ее поэзии черты: напряженность любовного чувства, гармоничное сплетение внешних примет времени с переживаниями лирической героини. «Вечер» имел успех, но настоящую известность Ахматова приобрела после выхода сборника стихов «Четки» (1914).

В ранних стихах А. А. Ахматовой наблюдается обращение к символистским традициям. Для творчества поэта (Ахматова не любила, когда ее называли «поэтессой») характерны конкретность описаний, отсутствие всеобщности. Ощущается связь поэзии Ахматовой с поэтическими принципами наиболее ярких представителей символизма, таких как А. А. Блок.

Третий сборник стихов Ахматовой «Белая стая» вышел в 1917 году. В нем просматривается расширение тематического репертуара автора. Значительное место в стихах стали занимать темы, связанные с войной и приближающейся революцией. Поэтическая манера Ахматовой меняется, вместо интонаций живого разговора в стихах звучит одическая, пророческая пророческая интонация. События современности находят отклик в поэзии Ахматовой. Особенно четко эта тенденция прослеживается в стихах, написанных после Октябрьской революции. Например, в стихотворении «Когда в тоске самоубийства. . . » (1917) поэтесса говорит о своем неприятии революционных событий, но при этом — и о невозможности отказаться от Родины в тяжкие для страны дни:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Лирика Аматовой, в определенной степени, дает срез эпохи. Ахматова была поэтом своего времени и своей страны, она очень тонко чувствовала все социальные и политические изменения, не принимала их и страдала за Россию. Источником вдохновения для поэта была Россия, поруганная, но от этого не потерявшая своей прелести. Ахматова не смогла уехать в эмиграцию. Она знала, что только в России сможет творить, что Родине нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Весь мир поэзии Ахматовой был связан с творчеством А. А. Блоком. Муза Блока и муза Ахматовой — родные сестры. Герой поэзии Блока наиболее типичный человек эпохи, представитель мужской ее половины. Героиня же Ахматовой была представительницей прекрасною пола.

--> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ <--

К-во Просмотров: 900
Найти или скачать Многоликость музы А. А. Ахматовой
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»