«Преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности» Б. Л. Пастернак (По творчеству А. А. Ахматовой)

1. Ахматова — открытие в литературе начала XX века.
2. Лирическая героиня.
3. Гражданская позиция Ахматовой.

В конце XIX — начале XX столетия Россия открыла для себя имена многих талантливых людей, пробующих себя в различных областях человеческой деятельности, в частности в литературе. Одним из таких открытий явилась А. А. Горенко, использующая литературный псевдоним Ахматова. Талантливая поэтесса родилась в семье морского инженера-механика А. А. Горенко, который был против увлечения дочери написанием стихов. Большое влияние на девочку оказала мать Инна Эразмовна, прекрасно разбирающаяся в литературе и поэзии. Именно ей поэтесса впоследствии посвятит проникновенные строки:

. . . женщина с прозрачными глазами
(такой глубокой синевы. Что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой. . .

В 1912 году вышел первый ахматовский сборник стихов «Вечер», который тут же вызвал восторг у литературного общества. Многие стихотворения являлись отражением взглядов популярных в то время акмеистов и были проникнуты мотивами грусти и одиночества. Творчество молодой поэтессы поразило любителей поэзии глубокими духовными переживаниями. Ее лирическая героиня тонко чувствовала жизнь со всеми ее взлетами и падениями, счастливыми моментами и огорчениями. Поражало читателей и сильное стремление Ахматовой не просто жить, а радоваться каждому моменту, предопределенному судьбой. Окружающий мир являлся для поэтессы неисчерпаемым источником для вдохновения. Она могла гармонично взаимодействовать с миром природы, позволяя своим читателям хоть на короткий период, но почувствовать вечное течение времени. Незначительное происшествие или деталь могли настолько поразить Анну, что рождалось новое замечательное произведение. Через свое творчество поэтесса делала этот мир немного радостней и прекрасней. Большое влияние на творчество Ахматовой оказали произведения А. С. Пушкина. Возможно, именно у своего кумира молодая поэтесса позаимствовало стремление и к ясному лаконичному слогу, и к предельной четкости образа, и к интонационной выразительности. Анну Андреевну нельзя обвинить в подражании великому поэту, но двух талантливейших поэтов все же связывает общее понимание предназначения поэта в этой жизни. Для них поэт — это прежде всего пророк, который непременно до самой своей последней минуты должен быть предан своему поэтическому дару.

Стихи Ахматовой часто написаны короткими четырехстрочными строфами. Этого хватает поэтессе, чтобы точно и ярко отразить всю гамму человеческих отношений и психологических характеров. Произведения не пестрят развернутыми метафорами или сложными эпитетами. Как опытный скульптор Ахматова отсекает от предложений все лишнее, отвлекающее внимание читателя от по-настоящему главного. В результате в стихотворениях остаются только важные вещи. Нередко, стараясь еще более усилить впечатление, поэтесса вообще отказывается от местоимений:

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует. . .

Ахматовские произведения не терпят громкого декларирования со сцены, поскольку произнесенные шепотом, они способны тронуть сердце слушателя намного сильнее.

В поэзии Анны Андреевны можно проследить несколько тематических направлений. Однако особое место занимает тема родины. Этот мотив с каждым годом звучит все громче и громче в творчестве Ахматовой несмотря на то что любить родную землю совсем не просто. Ведь именно здесь ведутся кровавые войны, которые уносят жизни многих хорошо знакомых ей людей, а затем мужа и сына. Тем не менее мелодия родной земли позволяет поэтессе занять в первую мировую войну позицию, резко отличающуюся от официальной пропагандисткой литературы.

К-во Просмотров: 1224
Найти или скачать «Преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности» Б. Л. Пастернак (По творчеству А. А. Ахматовой)
© 2010-2019 «Cwetochki.ru»