Сочинение Двенадцать - Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Блок "Двенадцать" - сочинение "Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»"
Александр Блок — один из талантливейших и крупнейших поэтов России. В своем творчестве он попытался отобразить сложное и переломное время рубежа XIX— XX веков. Будучи поэтом-символистом, он пользуется привычным для себя языком символов для того, чтобы передать те грандиозные события, которые происходили в стране в тот момент.
Наиболее полно символическое мышление Блока сказалось в его знаменитой поэме «Двенадцать». Не будет ошибкой сказать, что вся поэма — это не просто текст с определенным сюжетом, а настоящее метафорическое единство, в котором сим-волическое настолько плотно сплетено с реальным, что уже невозможно отличить одно от другого.
Символика в поэме начинается с ее ритма. Вся первая глава ритмически выдержана в том народном стиле, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Кроме них мы можем услышать и русскую, древнюю, простонародную песню:
Ох ты горе-горькое! Скука скучная, Смертная!... Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку.
И русский старинный романс:
Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина.
И русскую солдатскую частушку:
Эх ты, горе-горькое. Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье.
В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа слышится шум крушения старого мира.
Важное место в поэме «Двенадцать» занимает цветовая символика. В поэме присутствуют только два цвета: черный и белый. Из-за этого пейзаж в поэме графи-чен: белый снег — черное небо — ветер — огни. На фоне такой контрастности еще резче выступают образы персонажей поэмы.
Множество ассоциаций можно связать и с числом двенадцать. Прежде всего, это полночь, переход из одного дня в другой. В данном контексте такой символ можно понимать как преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее.
Другая числовая ассоциация — это двенадцать красногвардейцев в роли двенадцати апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. Однако у Блока — этот символ скорее обратный, чем прямой. Если в Библии апостол Петр за од!гу ночь трижды отрекается от Христа, то у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. Встречается в поэме и такая реплика: «Эх, эх, без креста!». По всему получаются какие-то антиапостолы — с винтовками вместо креста, уголовники, грабители и убийц, готовые стрелять хоть в сугроб, хоть в во всю Святую Русь, хоть в самого Иисуса Христа.
// идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага
И вдруг А. Блок неожиданно разрушает концепцию антиапостолов — тем, что возглавляет их шествие, правда, невидимо для них, Иисус Христос с кровавым флагом.
Метафоричен и такой персонаж поэмы, как шелудивый пес, следующий за крас-ногвардейцами. У Блока — это символ старого, отжившего мира. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого.
Отвяжись ты, шелудивый Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! Скалит зубы - волк голодный -Хвост поджал - не отстает -Пес голодный - пес безродный...
Так беспощадно и правдиво Блок показывает гибнущий привычный мир. Он. ведь тоже принадлежит к нему. Однако такова действительность, и автор не может покривить душой.
Одним из самых ярких образов в поэме является — образ вьюги. Он символизирует стихийное, природное начало революции.
Как любая стихия, вьюга не подчинена человеческой воле. Она поступает только по своей прихоти, и людям остается только подчиняться.
Так, например, ветер в поэме хлещет врагов революции: барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно Рвет, мйет и косит Большой плакат:
«Вся власть Учредительному собранию!»
Несмотря на то, что вьюга является символом революции, символом коренного переустройства мира, красногвардейцы видят в ней угрозу для себя. Они никак не могут избавиться от той непонятной тревоги, которая сначала проявилась у Петрухи, а потом охватила и других. В вихрях разыгравшейся вьюги красногвардейцам мерещится «незримый враг» Даже то, что он «машет красным флагом» не уменьшает тревоги солдат, и они стреляют в него. В ответ на стрельбу
«... вьюга долгим смехом Заливается в снегах...»
Очень символичен в поэме и образ Христа, который в финале возглавляет шествие красногвардейцев. Блок исходил при этом из собственных представлений о раннем христианстве как бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для поэта — образ Христа — олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, символ того нового мира, во имя которого герои поэмы творят свое историческое возмездие над силами мира старого. Блок признавал, что впереди красногвардейцев должен был идти кто-то «другой», но не мог найти иного образа такого же масштаба в том арсенале художественно-исторических образов, которым владел.
Использование многочисленных и далеко не однозначных символов позволило А. Блоку создать необыкновенно сильную поэму, ставшую одним из выдающихся произведений русской литературы. Несмотря на противоречивость многих образов использованных автором, поэма «Двенадцать» стала символом мирового движения, без которого невозможна любая жизнь.