Сочинение Эволюция темы Родины в стихах С. Есенина
Многие люди считают, что Родину надо любить за что-то: за красоту, которая нас окружает, за высокий уровень жизни, за авторитет в мире. А некоторые поступают иначе: при возможности, не раздумывая долго, покидают страну. Я считаю, что в этом случае торг неуместен. Любить Родину надо не за что-то, а вопреки, просто любить, как любил её русский поэт Сергей Есенин.
Творчество поэта многогранно, но, прежде всего, он является великим певцом России. Читая стихи С.А. Есенина, понимаешь, что для него не существовало ничего важнее и дороже Родины. Сам поэт признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Ему выпало несчастье (или счастье?) жить в эпоху великих перемен, ломки уклада жизни, в судьбоносную для России эпоху…
С. Есенин – крестьянский сын, для него Родина – это, прежде всего, деревня. Образ России в его стихах складывается из пейзажных зарисовок, описаний национальных обычаев, крестьянского быта. Жизнь русского мужика немыслима без хозяйства, без природы, поэтому поэт вводит образы животных в свои стихи. Корова - кормилица крестьянской семьи. Это, казалось бы, совершенно непоэтическое существо, вырастает у Есенина до символа России. Поэт говорил, что " без коровы нет России".
Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного:
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
(«Корова», 1915)
Также узнает читатель и её дальнейшую участь:
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.
Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога...
Это неизбежный исход... Это вполне соответствует народному, крестьянскому миропониманию, отношению крестьянина к животным.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт показывает давнюю дружбу этого зверя с человеком. Однако «Песнь о собаке» запоминается, прежде всего, щемящей концовкой:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
(«Песнь о собаке»,1915)
Есенин воспевает святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине-матери. Животное переживает гибель своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби. Это стихотворение – не просто бытовая зарисовка, а символ. Ведь Родина – тоже мать, которой часто приходится оплакивать своих сынов…
1917 год ... Октябрьская революция … С. Есенин в автобиографии писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Первый период революции, давший крестьянам землю, был встречен поэтом сочувственно. Это нашло отражение в его творчестве:
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!...
( «Небесный барабанщик», 1918)
Это стихотворение пронизано оптимизмом, судьба Родины видится мощной и светлой:
Верьте, победа за нами, Новый берег недалек.
Но революция не торопилась оправдать надежды поэта на скорый "мужицкий рай", в ней проявилось много такого, чего Есенин положительно воспринимать не мог. Он пишет, что «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал...»
Вскоре Есенин пишет стихотворение "Сорокоуст", (1920) первая часть которого наполнена предощущением надвигающейся беды:
Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?..
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага...
В третью часть Есенин вводит образ жеребенка как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни . Образом этого "прошлого", которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок. Он "соревнуется" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком":
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
В заключительной четвертой части стихотворения предчувствие беды усиливается и приобретает трагическую окраску:
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина...
Упоминание крови ягод рябины вызывает в сознании образ живого существа, вместившего в себя сомнения, муки, трагизм, противоречия эпохи …
В 1922-1923 годах Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения индустрии на Западе не могли не впечатлить поэта, и ему "показался смешным и нелепым" тот мир, в котором он жил раньше.
Стихи последних лет жизни Есенина наполнены меланхолией, грустью, предчувствием конца. .. Но поэт не жалеет, что именно так прошла его жизнь:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире - странник...
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь
(«Отговорила роща золотая», 1924)
Но в душе поэта – смятенье, исцелить которое может лишь родная сторона: "И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом" («Письмо к матери», 1924).
Все-таки вот где отрада, бальзам для израненной души – в крестьянской избе. С неё начинается Родина для Есенина. Лишь мать для поэта - «несказанный свет», выражение умиротворения и святости.
И всё же душа лирического героя Есенина так изранена, что в лирике появляются совершенно новые ноты. Все вокруг кажется «нездоровым, хилым, низким». Но поэт не отрекается от всего, что открывается взору: «Это все мне родное и близкое», «Это все, что зовем мы Родиной» ( «Этой грусти теперь не рассыпать», 1924).
В стихотворении «Неуютная, жидкая лунность» (1925) мотив разочарования проявляется еще ярче:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил...
"Равнодушен", "не мил", "разлюбил" - вот слова, которые теперь выражают отношение поэта к родной стороне. Столь же негативную окраску обретают и эпитеты: лунный свет оказывается неуютным и чахоточным, равнины - наводящими тоску, вербы - усохшими, поля – бедными.
Поэт оглядывается назад, пытаясь разобраться в том, «что сталось в стране», оглядывает свой край, который «тих после бурь, после гроз» («Несказанное, синее, нежное», 1925).
Одно из последних стихотворение Есенина «В этом мире я только прохожий», посвященное сестре Шуре, заканчивается словами: "... любить не отдельно, не врозь Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось".
Читая эти стихотворения, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу Есенина. Мне кажется, что неприятие родной стороны шло больше "от головы", от сознания. Душой же поэт оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение "Спит ковыль...", в котором Есенин как бы вопреки всему заклинает:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к его поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней и святее, чем любовь к родной земле.