Сочинение Образ Родины в лирике С. Есенина

    Поэзия Сергея Есенина отличается от творчества других поэтов этого же периода. Он не шёл следом за модой, его стихи нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму… Даже недолгое увлечение Есенина иммажинизмом не ставит его рядом с другими поэтами. В русскую литературу Есенин вошёл как «последний поэт деревни», поэт-крестьянин. А что самое главное для крестьянина? Его земля. Поэтому тема Родины стала для него и целинной, и знакомой до боли одновременно.

    Первые стихотворения, помеченные 1910-м годом, навеяны детскими воспоминаниями. Поэт рисовал, прежде всего, красоту родных просторов. И вся природа у него одушевлённая: берёзки уподобляются девушке, месяц – ягнёнку, который «гуляет в голубой траве». Вместе с тем, образ природы строится в его стихах на ассоциациях из деревенского быта («синий плат небес», «страна берёзового ситца»), а жизнь человека раскрывается обычно через его соседство с природой:

    С алым соком ягоды на коже,

    Нежная, красивая была

    На закат ты розовый похожа

    И, как снег, лучиста и светла.

    Также стихи раннего творчества связаны, прежде всего, с традициями устного народного творчества. Вообще, свой творческий путь он и начал с подражания фольклору, особенно ярки его параллели с частушками. Отсюда особая мелодичность стихов, строфы-двустишия. К середине 1910-х годов в творчестве Есенина намечается интересная тенденция: он начинает активно использовать цвет для передачи оттенков настроений лирического героя, к тому же активно работает над строением стиха. Вот характерное для этого периода стихотворение:

    О красном вечере задумалась дорога,

    Кусты рябин туманней глубины,

    Изба-старуха челюстью порога

    Жуёт пахучий мякиш тишины…

    …Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

    Лучит глаза на галочью игру.

    Но с течением времени поэт начинает выходить за пределы интимной лирики. Теперь Есенин рисует не только личные переживания, но и судьбу всей России. Случилось это во времена великих бурь революции. Как поэт своей родины, он не мог оставаться в стороне от этих событий. Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархального строя на лад современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной воображением поэта, патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь Родина для него не только деревня и её природа, это и новый герой, теперь также неотъемлемо связанный с Россией, – город. Например, стихотворение «Я последний поэт деревни»:

    На тропу голубого поля

    Скоро выйдет железный гость.

    Злак овсяный, зарёю пролитый,

    Соберёт его черная горсть.

    Не живые, чужие ладони,

    Этим песням при вас не жить!

     Это и другие произведения построены на композиционном приеме – антитезе. Постоянное противопоставление деревни и города, причём деревня выступает как источник добра, благодати, а город – проклятый, «железный гость».

    Свои страхи и наблюдения над новой Родиной Есенин ярко выразил в стихотворениях «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая».

    Я человек не новый!

    Что скрывать?

    Остался в прошлом я одной ногою,

    Стремясь догнать стальную рать,

    Скольжу и падаю другою.

    Отказаться от своих корней Есенин не мог. Поэтому именно в это время для его лирики характерна условная религиозная символика. Взять хотя бы маленькую поэму «Сорокоуст» (поминальная молитва). Теперь религиозные образы стали источником вдохновения: «у лесного аналоя воробей псалтырь читает», «закадили дымом над росою рощи». Лирическим героем некоторых стихов того периода стал странник, идущий на богомолье.

    Образ Родины и чувство Есенина к ней были многогранны. Для него Россия – это и природа, одухотворённая одним дыханием и памятью поэта, и деревня, как символ прошлого и благодати на земле, и город, страшный и железный, но всё же родной, так как является частью Родины, и народное творчество, как вместилище мудрости предков, и молитва, неотъемлемая от деревни. Всё это Есенин пережил и осознал, поэтому, читая его произведения, мы можем воскресить в нашей памяти точно такие же образы.

К-во Просмотров: 1535
Найти или скачать Образ Родины в лирике С. Есенина