Сочинение «Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца..
Объективный мир природы – не есть то, что
должно изображать искусство ,
искусство призвано передавать лишь то
невыразимое душевное волнение, которое
составляет суть внутренней жизни сознания.
А. Гуковский
Самым мудрым художником слова, на мой взгляд, является В.А. Жуковский. Как никто другой, он был первым мастером психологического пейзажа в русской литературе. И это заслуживает еще большего уважения и внимания к его творчеству. Еще В.Г. Белинский отметил тягу Жуковского к живописанию картин природы. Природа у Жуковского действительно предстает как камертон души человека. Человек, сливаясь с ней, растворяясь в ней, в ее созвучиях, проникается гармонией и обретает хотя бы кратковременный желанный покой. Поэт даже склонен считать, что единственно природа может затронуть душу, уводя ее от суеты жизни и приобщая к вечному, священному. В этом смысле природа понимается Жуковским как божественная суть, открывающаяся чистым и страждущим душам.
Чаще всего природа в стихах поэта освещается вечерним, предзакатным светом (“Сельское кладбище”, “Вечер”). Например, в стихотворении “Цвет завета”:
И Верная была незримо с нами…
Сии окрест волшебные места,
Сей тихий блеск заката за горами,
Сия небес вечерних чистота…
В этом же ряду укажем стихотворения “Певец”, “Летний вечер” и лирический пейзажный фон в “Варвике” и “Покаянии”.
Но, помимо светлой стороны природы, можно выделить у Жуковского и природу, связанную с явлениями мглы и тумана, луны и ночи.
В творчестве Жуковского пейзаж почти с самого начала включается в определенную систему философии природы. Так, в стихотворении “Стихи на Новый 1800 год” поэт рисует картину годового круговращения, причем изображение дается в полуаллегорическом плане, с традиционной атрибутикой, присущей временам года:
Зима в своей короне льдяной,
В сотканной ризе из снегов;
Весна с цветочными коврами;
С плодами Осень для древес;
С снопами Лето золотыми
И благотворной теплотой.
Четыре времени года наделены предметными и в то же время обобщенными, постоянными признаками, а их совокупность лишена многомерности.
Совершенно справедливы слова известного критика В.Г. Белинского, который указывал на то, что у Жуковского в стихах по большей части “романтическая природа, дышащая таинственною жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения”. Эти слова можно использовать в качестве эпиграфа ко всей пейзажной лирике поэта. Но это ни в какой степени не делает для Жуковского природу чем-то вторичным по отношению к душевной жизни человека. Поэт призывает всматриваться и вслушиваться во внутреннюю жизнь природы для того, чтобы наиболее полно постичь все оттенки наполняющего и одухотворяющего ее движения, родственного человеку, побуждающего его к слиянию с природой.
Так, в поэме Жуковского “Весна” запечатлена способность личности откликаться на мельчайшие изменения в природе. Природа воспринимается не как декоративный фон, а как способность человека ощутить себя частью её естественного мира:
Пришла весна! Разрушив лед, река
Прибрежный лес в волнах изобразила.
Шумят струи, кипя вкруг челнока,
И ласточка, пришлец издалека,
На высоте церковного окна
Приют любви, гнездо свое сложила.
Яркие, интенсивные краски передают общий колорит радости, возрождения. Весна как период пробуждения природы требует близости к этой природе. По мнению исследователя творчества Жуковского Кочеткова Н.Д., на первый план выдвигается “чувство, вызываемое пейзажем, не природа сама по себе, а реакция человека, способного ее по-своему воспринять”. И это действительно так.
Самым поэтичным стихотворением, посвященным описанию природы, является стихотворение 1819 года “Невыразимое”, которое получило много откликов со стороны литературоведов. В нем автор воплотил свои думы о том, что природа, окружающая человека, во всем своем многообразии гораздо выше искусства. Изображаемый реальный мир одушевляется, наделяется внутренней жизнью. Художник, как бы он ни был талантлив, не сможет полностью передать его красоту, величие и грациозность. Прикоснуться к непостижимому миру можно только душой, но не разумом: “Святые таинства, лишь сердце знает вас”.
Жуковский, задаваясь вопросом: “Что наш язык земной пред дивною природой?” – приходит к выводу, что в “мертвое живое передать” невозможно, то есть по сравнению с природой язык мертв и живое нельзя выразить в мертвом.
В этом стихотворении невыразимое для Жуковского – это область душевных переживаний человека, которые невозможно передать с помощью обычных слов. Иначе говоря, невыразимое – это сокровенное. Поэт преклоняется перед природой, он стремится с ней слиться, но останавливается бессильно, так как на языке нет адекватных форм выражения.
Таким образом, обращение Жуковского к вечной теме всех поэтов - теме природы - достойно глубокого внимания, поскольку он делает это по-особому, как никто другой: описывает природу, пропуская ее через себя. Это еще раз доказывает талант величайшего художника слова.