Сочинение «Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца»
Значительное место в творчестве великого русского поэта В.А.Жуковского занимает изображение природы. Неудовлетворенность поэта городской жизнью с ее суетой и эгоизмом определили особую тональность его пейзажной лирики - природа в его лирике - предмет возвышенных душевных переживаний. На лоне природы поэту так хорошо размышлять, радоваться и грустить, думать о любви, вспоминать прошлое.
В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) - что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа - пробуждается и душа героя:
Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается». Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье. Стихотворение «Летний вечер» - удивительно светлое, жизнерадостное. Это гимн источнику тепла и света - ясному, доброму солнцу-труженику. Сколько забот у солнца - «будить заснувшие цветы», поить «медвяною росой пчелу-работницу», «былинку вывести на свет»:
И вишням дай румяный цвет;
Не позабудь горячий свет
Рассыпать на зеленый сад,
И золотистый виноград
От зноя листьями прикрыть,
И колос зрелостью налить.
Все, что видит вокруг себя лирический герой, напоминает ему о том, что источник всех красот природы, ее благолепия, величия, плодородия - солнце, которое, подобно доброму живому существу, заботится обо всем и обо всех, греет, ласкает, дарит тепло и свет. У солнца есть душа, а значит душа во всем, в каждой травинке, цветочке, колосе:
Итак, совсем не мудрено,
Что разгорелося оно,
Что отдыхает на горах
В полупотухнувших лучах
И нам, сходя на небосклон,
В прохладе шепчет: «добрый сон».
Изображение природы в стихотворении «К Нине» имеет эмоционально-возвышенную, романтическую окрашенность. Природа для поэта - выражение романтической настроенности его души:
Когда ты - пленишься потока журчаньем,
Иль блеском последним угасшего дня…
Иль сладостным пеньем дали соловья,
Иль веющим с луга душистым зефиром…
Нежнейшую томность в душе ощутишь,
Исполнишься тихим, унылым мечтаньем…
Восхитительные картины природы в восприимчивой душе поэта порождают томность, возрождают мечты и позволяют ощутить присутствие бога и радостную надежду на встречу с любимым:
Присутствие бога, бессмертья награду,
И с милым свиданье в безвестной стране
Яснее постигнешь, с живейшею верой,
С живейшею верой вздохнешь.
В элегии «Вечер», частично положенной на музыку П.И.Чайковского в его опере «Пиковая дама», прибегая к олицетворению (рощи спят, лик луны встает) и эмоциональным эпитетам (сладко струй плесканье, небес задумчивых светило), поэт, подчиняясь минорному настроению, под воздействием пейзажа (заснувшие рощи, грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов), грустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету…
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!
В.А.Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.