Сочинение Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
А.И. Солженицын является одним из тех писателей, кто жил и творил в трудные годы советской России. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писателя. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей.
В стране не хватало хлеба, и вся надежда была только на деревню. Деревня отдавала все, что имела, не получая взамен ничего. Так было во время войны и после ее окончания. В своих произведениях А.И. Солженицын очень ярко и смело показывает трагедию деревни, драматические судьбы крестьян. Одним из таких рассказов является «Матренин двор».
В нем показана судьба бедной женщины Матрены Васильевны, которая смогла нравственно устоять в тяжелых условиях, смогла сохранить свою душу. Неслучайно все фольклорные и христианские мотивы в произведении связаны именно с этим образом.
Героиня рассказа находится как бы вне общества, полностью сливается с природой: «…не столам конторским кланялась, а лесным кустам…». Темнота, необразованность, суеверность соединяются в ней с искренней религиозностью, а смирение, боязнь показаться «барыней» – со сказочной силой и удалью.
Образ Матрены во многом схож с некрасовским образом русской женщины. Вспомним, хотя бы, ее рассказ о том, что в молодости она «по пять пудов тижелью не считала», а однажды «за узду схватила, остановила» сани, которые понес «здоровый», «стиховой», «овсяной» конь. Матрена так же, как некрасовская героиня, находит «спасенье в труде».
Основными качествами в ее образе являются доброта и бескорыстие, побеждающие в душе все тяготы и заботы. Ничто не могло надолго «омрачить» настроения Матрены. Основным средством вернуть внутренний свет была для нее работа, ощущение, что ее жизнь включена в общий «закономерный порядок» дел. Матрена готова оставить свои дела ради колхоза, к которому «теперь не присоединена», ради «любой родственницы или просто соседки».
Героиня помогала всем совершенно бескорыстно: «Не берет она денег». В ней не было и тени зависти, хотя, когда к героине «врывалась…тяжелая немочь» и она «сутками лежала пластом», помогать ей по хозяйству приходила только ее давняя подруга.
Матрену окружает мир, который заражен жадностью, жестокостью и бесчувствием. Солженицын напрямую связывает разгул этих «библейских» пороков с укладом российской деревни эпохи коллективизации, с самоуправством колхозных председателей и со всеобщим безразличием, развалом.
Традиционным является раскрытие внутреннего мира героини на основе песенной стилистики. Так, у Матрены «певучая» речь: «Она не говорила, напевала умильно», «доброжелательные слова…начинались каким-то низким мучанием, как у бабушек в сказках». Впечатление усиливалось включением в текст «напевных» диалектизмов. Используемые в рассказе слова–диалектизмы очень ярко передают речь родной местности героини: картовь, суп картонный, к ужоткому (к вечеру), горница, дуель (метель) и т. д.
У Матрены твердые представления о том, как петь «по-нашему», а ее воспоминание о своей юности вызывают у рассказчика ассоциацию с «песней под небом, какие давно уже отстала и не споешь при механизмах».
В рассказе используются пословицы, отражающие горький опыт народной жизни: «Незнайка на печи лежит, знайку на веревочке ведут», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю».
В финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице (имеется в виду, пословица «Не стоит город без святого, селения без праведника»), не стоит село».
В рассказе «Матренин двор» неоднократно встречаются приметы, сулящие что-то недоброе. Следует напомнить, что приметы свойственны многим фольклорным произведениям: песням, былинам, сказкам и т. д.
Трагические события предвещает и страх Матрены перед переездом («Боялась…больше всего почему-то…»), и пропажи ее котенка на водосвятии («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Сама природа остерегает героиню от недоброго. Метель, кружащая двое суток, мешает перевозу, после нее сразу же начинается оттепель.
Таким образом, фольклорные и христианские мотивы занимают значимое место в данном рассказе. Солженицын пользуется ими, так как они напрямую связаны с русским народом. А судьба народа в период смуты 20 века является центральной темой всего творчества Солженицына.