Сочинение Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одн

    Роман «История одного города» - вершина сатирической прозы Салтыкова-Щедрина. Для описания русской истории в разрезе взаимоотношений народа с властью писатель использует такие приемы, как фантастику, гиперболу, гротеск.
    Так, с помощью приема гротеска – «суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм» - Салтыков-Щедрин описывает быт жителей города Глупова, подразумевая под ним всю Россию.
    Уже в первой главе - «О корени происхождения глуповцев» - гротеск присутствует в описании головотяпов – предков глуповцев. Летописец объясняет нам, что и название свое это народ получил от привычки обо все «тяпать» головой: «Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают».
    Гротескно и неумение, неспособность головотяпов организовать собственную жизнь. Это описание построено на использовании фольклорных мотивов: «…Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»
    Далее, в основной части романа, который строится как описание деяний «великих» глуповских градоначальников, гротесковые описания также занимают важное место. Автор показывает, что не только мысли и страхи глуповцев нелепы и невероятны. Таково же, непредсказуемое и необъяснимое, поведение этих людей. Так, когда жители Глупова остались без начальства, то наступил период анархии. В это время герои творили великие по своей глупости и нелогичности поступки: «Анархия началась с того, что глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку… Тут утопили еще двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, и, ничего не доспев, разошлись по домам».
    Город трясло от переворотов и градоначальниц, сменяющих друг друга («Сказание о шести градоначальниках»). Когда свергли одну из них, «беспутную Клемантинку», глуповцы посадили эту женщину в клетку и вывезли на площадь. Солдаты развлекались тем, что дразнили бывшую правительницу, а «некоторые, более добродушные, потчевали водкой, но требовали, чтобы она за это откинула какое-нибудь коленце».
    Однако глуповцы обожествляли своих градоначальников, считая их чуть ли не посланниками божьими. В их традиции было заложено беспрекословное подчинение и пресмыкание. Когда Фердыщенко начал осуществлять свои «путешествия» (глава «Фантастический путешественник»), то глуповцы из кожи вон лезли, чтобы во всем угодить своему начальнику: «Ожидавшие тут глуповцы, в числе четырех человек, ударили в тазы, а один потрясал бубном». На другой день развлечения повторились и даже разнообразились: «Тут тоже в тазы звонили и дары дарили, но время пошло поживее, потому что допрашивали пастуха, и в него грешным делом из малой пушечки стреляли». А уж на третий день глуповцы выказали всю силу своей любви к Фердыщенко: «Стучали в тазы, потрясали бубнами, и даже играла одна скрипка. В стороне дымились котлы, в которых варилось и жарилось такое количество поросят, гусей и прочей живности, что даже попам стало завидно».
    Именно поэтому жители Глупова не знали счастливых времен – они постоянно терпели напасти и бедствия, вызванные глупостью градоначальников. Так, летописец с прискорбием сообщает, что в правление градоначальника Негодяева город «представлял беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а сами глуповцы совсем потеряли человеческий облик – «перестали стыдиться, обросли шерстью и сосали лапы».
    Но зато они знали времена вольности, которые, однако, из-за их дикости, не шли глуповцам впрок. Так, при виконте дю Шарио (глава «Поклонение Мамоне и покаяние») настала эпоха «бесстыжего глуповского неистовства». Жители Глупова стали бросать хлеб под стол и креститься «неистовым обычаем». Далее «они вздумали строить башню, с таким расчетом, чтоб верхний ее конец непременно упирался в небеса» и поклоняться идолам.
    А затем наступили времена глуповского разврата. В их описании автор активно использует гротеск. Летописец сообщает, что появились новая одежда («мужчины завели жилетки с неслыханными вырезками, которые совершенно обнажали грудь; женщины устраивали сзади возвышения, имевшие прообразовательный смысл»). Образовался новый язык - «получеловеческий, полуобезьяний». Люди до того дошли в своей гордыне, что перестали пахать землю, чтобы сеять хлеб: «- И так, шельма, родит! - говорили они в чаду гордыни». За свое глупое и невежественное поведение глуповцы, конечно же, поплатились самым жестоким образом.
    В романе «История одного города» Щедрин создает непривлекательный портрет русского народа. В этом писателю помогают многие художественные средства, одним из которых является гротеск. С его помощью Щедрин показывает глуповцев как косную и невежественную массу, неспособную на принятие самостоятельных решений. Жители Глупова возлагают всю ответственность за свои жизни на градоначальников, считая их родными отцами и наместниками Бога на земле. Смирение в сочетании с «разухабистостью души», нерациональной тратой энергии, нежеланием мыслить «приговаривает» глуповцев к убогой животной жизни, полной всевозможных лишений.

К-во Просмотров: 1630
Найти или скачать Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одн