Сочинение Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Одним из необычайных явлений в русской литературе стал роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», вышедший в 1840 году в Петербурге. Это первый психологический роман в России. Автор хочет раскрыть «историю души человека», для этого он рассказывает не только о поступках героя, но и причинах, приведших к ним. Лермонтов уделяет внимание не только главному герою Печорину – Бэле, ундине, княжне Мэри, Вере.
Повесть о Бэле автор намеренно ставит в начале романа, дабы раскрыть характер Печорина сначала с чужих слов, а только потом с его собственных. После дуэли его переводят на «линию» в крепость. Там герой знакомится с Бэлой на свадьбе её сестры. Придя на эту церемонию, Григорий Александрович был разочарован в местных девушках: «Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках». Однако Бэла произвела совсем иное впечатление. Она была очень хороша: высокая, стройная, глаза черные. Я думаю, она любила Григория с самого первого взгляда. Бэла воспитана иначе? Она не могла рассказать о своих чувствах. Она горда и неприступна. Похитив Бэлу, главный герой долго добивался ее расположения. Подарки почти не действовали. Казалось бы, все в ее руках: ей достаточно было улыбнуться в момент, когда Печорин пытался с ней поговорить. Но нет, она отпиралась до последнего. Молчала, сидела в углу, закутавшись в покрывало. Возможно, она просто его боялась, а может, не знала, как вести себя или обиделась за то, что он выкрал ее без её воли. А может, и все вместе. В глазах Бэлы выражались недоверчивость и желание убедиться в словах Григория о верной и преданной любви. И все-таки в этой «битве за любовь» победил мужчина, хотя достаточно нечестным путем; «Бэла! Знаешь, как я тебя люблю! Я решился тебя увезти, думая, что ты, когда узнаешь меня, полюбишь; я ошибся: прощай!.. ты свободна. Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай… Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни меня и прости». Естественно, таких слов нежное хрупкое женское сердце девушки не выдержало. Бэла отлично пела и танцевала лезгинку. Она очень любила Печорина, и ей было больно осознавать, что любимый человек к ней охладевает. Печорин назвал ее дикаркой, она имела несчастье стать скучной для него. Бэла переживала этот период очень тяжело. «Бывало, кроме «да» и «нет» ничего от нее не добьешься».
Бэла умерла ужасной смертью. Самый разбойничий удар получила она – удар в спину! Я думаю, девушка не заслужила такой смерти. Она была для Печорина любимой всегда. Бэла понравилась мне своей естественностью, непринужденностью, простосердечием, которое так редко можно встретить в русских барышнях.
Образ ундины присутствует в главе «Тамань». Ундина – девушка-контрабандистка, которая привела героя к порогу смерти. Впервые он увидел ее издалека, в белом одеянии, что очень его заинтриговало…
Второй раз уже вблизи довелось ему встретить эту девушку и даже пообщаться. У нее был свежий, нежный голосок. Одета в легкое полосатое платье. Больше всего героя привлек его правильный нос. «…Особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки,» - говорит он. На первый взгляд она казалась странной: прыганье по крышам, спор со старушкой. Эта девушка, по-моему, двулична или просто изменчива, как море, что вполне свойственно ее профессии. Веселые песни, грустные, тревога о Янко, пререкательства со старухой и отчаянная попытка убить Печорина (что делала она умело, быстро и ловко), ей не важна судьба слепого мальчика, брошенного ими. Ундина достаточно загадочна. Она отвечала загадками, вопросом на вопрос.
Я считаю, у нее нет никаких жизненных целей. Она свободна, как ветер и море, и не задумывается о будущем.
Княжна Мэри – девушка, состоявшая в «водяном» обществе. Молода, стройна, одета со вкусом, ничего лишнего. Она довольно неопытна, в силу своего возраста, и добра. Вокруг нее всегда много людей и, переманив к себе большую часть их, Григорий ущемил ее самолюбие, злит ее. Информацию о нем Мэри слушает с любопытством. Она ненавидит его за выходки с ковром, обществом. Только после геройского поступка Григория на балу она переменила к нему отношение. Вскоре княжна полюбила этого безжалостного человека, возможно, в первый раз. Может быть, из-за неопытности первая признается ему в любви и… такой крепкий удар по ранимой душе девушки! Но она достойно перенесла этот удар, несмотря на болезнь. Остается только жалеть ее и восхищаться ею.
История о Вере тесно сплетена с историей о княжне. Ведь видеться Вера и Григорий могли только в доме княгини. Вера тоже заслуживает уважения и сочувствия со стороны читателя, ведь так нелегко находиться рядом с любимым человеком и видеть, как он ухаживает за другой женщиной. Печорин приносил Вере только печаль и муки.
В последнем прощальном письме-исповеди Вера излила всю душу Григорию. Она уверяет его в том, что больше никого любить не будет и сообщает о своем отъезде с надеждой больше не встретить его. Узнав об этом, Печорин с горя загнал свою лошадь до смерти и расплакался, но на следующий день на его лице не было ни малейшей частички сожаления.
Отношение автора к своему герою отражено в названии романа. Что касается женских образов… Думаю, ни один роман, повесть и т.д. не должен остаться без женского образа, хотя бы одного, ведь женщины только украшают жизнь мужчин и мир в целом. Раскрывая глубины души человеческой, автор не может не упомянуть о таком украшении, как женщина.