Сочинение Князь Игорь-защитник Отечества (по произведению «Слово о полку Игореве»)
«Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Оно было написано неизвестным автором в конце 12 века, однако до сих пор остается актуальным и поучительным.
Это произведение повествует о походе князя Игоря Северского (1185), который окончился большой неудачей и обернулся страшным разорением для Руси. Автор «Слова» показывает, что сама земля останавливала князя от страшной ошибки – похода против половцев. Однако амбиции молодого Игоря одержали верх. И закончились огромной бедой.
Произведение начинается с того, что «Вспала князю на ум охота, А знаменье заступило ему желание Отведать Дона великого». Игорь захотел вступить в бой с половцами, периодически разорявшими русскую землю, «преломить с ними копье».
Однако мы понимаем, что не только любовь к родной земле движет этим героем. На первом месте у него стоит желание добыть славы самому себе, прославиться. И этот эгоизм затмевает молодому Игорю ум – он не видит, что идти на половцев опасно, что слишком слаба Русская земля, обескровленная постоянными междоусобицами.
Важно, что сама природа предупреждала Игоря об опасности его похода – в момент выступления войск произошло солнечное затмение:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Однако князь оставался непреклонным – вместе с дружиной своего брата Всеволода он выступает в путь: «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!»
Спустя некоторое время русские войска встречаются с полчищем половцев. Их ожидает два боя. Первый заканчивается победой русских войск:
В пятницу на заре потоптали они нечестивые полки половецкие
И, рассеясь стрелами по полю, помчали красных дев половецких…
А второй – полным поражением князя Игоря и его дружины. В бою погиб князь Всеволод, сам Игорь оказался в плену, а русская земля подверглась страшному разорению – все богатства ее были разграблены, девицы взяты в плен, а воины истреблены.
Вот какими ужасными оказались последствия опрометчивого поступка молодого князя. И будто бы в назидание ему и другим русским князьям автор «Слова» передает речь князя Святослава, которое справедливо названо «золотым словом». В нем Святослав призывает всех русских князей прекратить междоусобицы, объединиться ради блага Русской земли – их общей родины:
Вступите, вступите в стремя златое
За честь сего времени, за Русскую землю,
За раны Игоря, буйного Святославича!
Но не только Святослав оплакивал участь князя Игоря. Тосковала и страдала его молодая жена – Ярославна. Она обращалась ко всем природным стихиями, молила родную землю, чтобы та спасла ее любимого, помогла ему вновь оказаться на родине:
Прилелей же ко мне ты ладу мою,
Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слез я на море…
И земля русская услышала молитвы Ярославны:
Прыснуло море к полуночи;
Идут мглою туманы;
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю…
Река Донец, да и все силы природы помогали русскому князю бежать из половецкого плена. Ни Гзак, ни Кончак не нашли Игоря, и он благополучно добрался до дома.
Заканчивается «Слово» прославлением и русского князя, и родной земли. Так автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» - князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорение, наступает праздник: «Солнце светит на небе - Игорь-князь в Русской земле!»
«Слово о полку Игореве» интересно и актуально своей патриотической идеей. Судьба героев этого произведения неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».