Сочинение Контрольные вопросы с выборочными ответами к роману В. Скотта «Айвенго»

Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?

    Вальтер Скотт считается родоначальником исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические и вымышленные персонажи. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народный быт и нравы.

    В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются через частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными историческими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вымышленного героя.

    Центральный персонаж романа В. Скотта не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа положено традиционное для Скотта переплетение любовной и политической интриг. Сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель рассказывает о рыцарской чести, любви и верности. На фоне ярких исторических событий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность своей возлюбленной. Он побеждает в поединках рыцарей-тамплиеров, сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.
    Какие герои романа достаточно долго скрывают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? Попробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

    Для успеха романа важно вызвать интерес у читателей, заинтриговать их, заставить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, находится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником перед своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под условным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Айвенго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

    Под именем Черного Рыцаря скрывается король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вернуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

    «У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ричард Английский!

    При этих словах, произнесенных с величием, подобающим высокому положению и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои верноподданнические чувства и просили прощение в своих провинностях».

    Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, также называет свое настоящее имя в этот момент:

    « - Не зовите меня более Локсли, государь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, достигло даже и вашего царского слуха... Я Робин Гуд из Шервудского леса».

    Фантазия автора, призванная заинтересовать читателя романа, тем не менее опирается на обычаи изображаемого времени, когда многие рыцари называли себя вымышленными именами.
    Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?

    Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражая свое отношение к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетельства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксонская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам. Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов со своими завоевателями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.
    Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.

    Этнография отражает особенности быта, нравов и культуры народа. Жизнь английской знати XII века (рыцарские турниры, сражения за свои владения), традиции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.
    Опишите одного из героев романа. Подумайте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существовавшего исторического лица. Постарайтесь подчеркнуть в своем ответе приметы той далекой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким вам представляется отношение автора к герою.

    Разницу между портретом вымышленного героя и портретом реального исторического лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромного войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами — кажется, будто он всю душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей».

    Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несомненно, далек от исторической истины образ Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой человек и мудрый воин, пекущийся об интересах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, подлинном Ричарде черты придворной воспитанности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекательному образу, созданному В. Скоттом. Подлинный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Английский народ освободился от феодального ига не под руководством английских королей, а против их воли.
  

    Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя таким, каким он представляет его. Творчески воссоздавая действительность, писатель отражает свое восприятие, свои мысли о ней. Приукрасив исторического Ричарда, В. Скотт описал его так, что читатель верит в правдоподобность образа.
    Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напомним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литературе.

    Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жестокий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совершать бессмысленные подвиги и завоевывать награды и земли. Он не обращал внимания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно заносчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном человеке.

    В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сыновьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

    Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового похода за освобождение Иерусалима, захваченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряжение войска всю казну. «Я продал бы Лондон, если бы нашелся покупатель», — говорил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии началась борьба за власть, и Ричард вынужден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго оставив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и заточен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

    Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Англию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

    Историки не один век спорят о личности Ричарда Львиное Сердце. Одни считают, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в рыцарский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.
    Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание автора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?

    В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого монарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные ситуации. Такие сюжеты чрезвычайно любопытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церкви, и скрывающего свое имя короля, выводящего на чистую воду плутоватого хозяина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.
    Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь романа.

    Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь совершает свои подвиги.

    Красавица Ревекка — образ более сложный, яркий и интересный. Девушка деятельна: она врачует раны, исцеляет больных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыцарем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия. Ревекка обладает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она даже упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочувствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.
    Какая сцена романа представляется вам самой важной для развития действия?

    Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульминация — битва за замок де Бефа.
    Сколько сюжетных линий вы видите в романе? Кто их герои?

    В романе несколько сюжетных линий:

    1) история жизни и любви храброго рыцаря Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Седрик — отец Ровены, родственник Ательстан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоотношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

    Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и леди Ровене.

    В этой сюжетной линии следует выделить рыцарский турнир, захват пленников, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.
    Какие сцены повествования о рыцаре Бриане де Буагильбере и Ревекке можно считать кульминационными?

    Кульминационными можно считать сцены на стене замка, суд над Ревеккой, турнир, на котором Айвенго защищал честь Ревекки.
    Как вы себе представляете природу Англии XII века?

    В романе изображены густые непроходимые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окружающие замки английской знати.
    Есть ли в романе эпилог, который завершает сюжетные линии?

    Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что произошло с героями в дальнейшем.
    Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?

    Повествование об Англии XII века основано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англосаксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ордена тамплиеров, феодальной борьбе. Распри ведут к тому, что Англии постоянно грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложащаяся на народ.

    Особенно резко пишет В. Скотт о норманнских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Типичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крестоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в повествовании и борьба народа против феодального произвола во главе с легендарным Робин Гудом.

К-во Просмотров: 7937
Найти или скачать Контрольные вопросы с выборочными ответами к роману В. Скотта «Айвенго»