Сочинение Любимые герои Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»)
Л.Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень эмоциональны в своих авторских оценках, прежде всего, – по отношению к героям своих произведений. Толстой не скрывает своих симпатий – антипатий к ним.
В героях романа «Война и мир» писатель ценит простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, стремление найти какой-то высокий смысл в своем существовании.
Мне кажется, Толстой очень хорошо разбирается в женской душе. Его любимые героини – Наташа Ростова и Марья Болконская. Они обладают тем качеством, которыми Толстой очень дорожит в женщинах. Это то великое женское начало, которое делает женщину женщиной: способность преданно любить, быть всегда прекрасной в глазах любимого и любящего мужа, черпать счастье в заботах о близких людях, быть прекрасной матерью.
Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Когда умер князь Андрей, Наташе стало казаться, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело.
Девушка ушла в себя. Но вот в дом пришло непоправимое горе: убивают на войне ее младшего брата Петю, и графиня мать почти теряет рассудок. И тогда окаменевшее от горя сердце Наташи оттаяло. Любовь к матери показала Наташе, что «сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь – и проснулась жизнь». Всю свою дочернюю любовь и преданность Наташа отдает матери, и это ее тепло отогревает сердце графини.
Марья Болконская счастлива, когда чувствует себя нужной близким и дорогим людям: она заменила мать племяннику Николушке, она любящая дочь и сестра.
Толстой демонстрирует патриотизм Наташи. Без колебания, не видя в этом никакого героизма, Наташа отдает подводы раненым. Когда она узнает, что мать, желая вывезти из Москвы как можно больше ценных вещей, жалеет подводы, то приходит в ярость: «- По – моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, - по моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?...»
А какое живое участие принимает Марья Болконская в судьбе мужиков, умирающих от голода! Она спрашивает: «- Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она. И получив утвердительный ответ, Марья огорчилась до глубины души. - Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… - княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполнило ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным». И еще: «Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которого ей не совестно забыть свое горе».
В последних главах романа перед нами повзрослевшие Наташа и Марья. Они очень близки друг другу. Толстой любуется этими двумя молодыми женщинами, которые нашли свое счастье: обе любят и любимы, у обеих замечательные мужья, обе прекрасные матери.
Что касается мужских образов, то автору очень симпатичны и князь Ростов, и его сыновья Петя и Николай, и старый князь Болконский, и Пьер Безухов, и Андрей Болконский. Мне кажется, особую любовь испытывает Толстой к Пьеру Безухову. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А.П. Шерер устраивает в своем шикарном салоне светский вечер. Украшениями его она делает аббата, виконта и красавицу Элен. Неизящный, неуклюжий, лишенный светского лоска Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике.
Его появление очень напомнило мне первое появление Наташи. В обоих случаях чопорная, неестественная обстановка будто освещается теплым солнечным лучиком. Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского – еще одного героя, который тоже очень дорого Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям Анны Павловны.
Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому – двадцать семь, Безухову – двадцать. У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский – выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить. И тот и другой патриоты.
Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера – физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка.
Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, еще будучи молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро? Эти ответы пришли к нему перед самой смертью: «Да мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, - думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. - Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»
Любимые герои Толстого – Пьер и Наташа – создают семью. Оба они прошли через соблазны, страдания, лишения, оба выполнили огромную духовную работу, которая подготовила их к любви.
Писатель далек от идеализации своих героев, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Наташу, которая поддается чарам подлого, беспринципного Анатоля, не желая слушать Соню, стремящуюся спасти любимую сестру от этого страшного шага. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной.
И все равно эти герои остаются прекрасными людьми. Любовь, соединившая этих людей теперь, когда оба они имеют душевный опыт, обогатит их обоих. И, может быть, она сделает их более счастливыми, чем если бы эти люди нашли друг друга несколько лет назад, когда Пьер еще не прошел плена, а Наташа – заблуждений, стыда, горя.