Сочинение Мятежный дух лирики Лермонтова
Приличьем скрашенный порок
Я смело предаю позору —
Неумолим я и жесток.
М. Ю. Лермонтов
Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Наверное, потому, что в Лермонтове очень много созвучных мыслей с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству.
Как и Пушкин, он очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о “певце свободы” с пылкой душой. “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой...” Молодая мятеж-ность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность восприятия и вдохновенный талант — это дар свыше. Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение “отравленным с детства”. Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции; надежды на конституцию, республику, свободу рухнули.
Царь Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что любая активность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Нужно было быть очень смелым и мужественным человеком, чтобы им в лицо крикнуть слова: “Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!”
Лермонтов-поэт не побоялся расправы, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. “Смерть Поэта” — это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт окружающим. Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его другим стихотворением на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству, — Одоевского. Одоевский был опальным по этом. По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту тишину. Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении “Дума” поэт пишет:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
“Дума” заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и “Смерть Поэта”, оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников.
В стихотворении “Поэт” Лермонтов говорит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали “как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных”.
Печатать Лермонтова стало опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал “Отечественные записки” был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова.
Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: “Перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы”. Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворением “Как часто пестрою толпою окружен...”. Он писал:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Бабушка Лермонтова, безумно любившая внука, постоянно сокрушалась, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: “Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком”. Но кто-то же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших дел, а не увлекаться призрачной мишурой жизни.
Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
В стихотворении “Пророк” звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”. Жажда свободы и недостижимость ее — важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским “на свете счастья нет, но есть покой и воля”, Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь “пустой и глупой шуткой”.
В то же время Лермонтов пишет “Бородино”, которое стало-гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. (Позднее Толстой сказал, что без этого произведения не было бы “Войны и мира”.) Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни. Темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства.
В заключение можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как звон набата в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала,— это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца жизни поэт был верен выбранной теме — боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.