Сочинение Образ Родины в лирике С.А. Есенина
Тема любви к родной стороне является важнейшей для всего поэтического творчества Сергея Есенина. Несомненно, в этой теме именно образ Родины занимает главенствующее положение. Этот образ у Есенина неразрывно связан с крестьянской темой. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Сергей Есенин внес в поэзию свежую, до этого невиданную струю деревенской лирики.
Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и родному селу («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»). В них образ России идеализирован. Славянской, почти языческой предстает перед нами Россия.
Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»). Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью...»).
Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором...» или «О родина...» если и печатались, то лишь в периодике. Обличения крестьянства в прозе, которые Есенин принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.
Предвестником будущих изменений и в раскрытии образа Родины, и в отношении поэта к происходящими со страной переменами стало стихотворение «Лебедушка» (1914-1915). Написанное в стиле старинной русской песни, оно пророчески раскрывает судьбу России. Образ лебедушки, главный в произведении, и есть символический образ России. Грозный орел, заметив на озере лебедушку с «лебежатушками», налетел «как стрела» и растерзал лебедя. Только и успела лебедушка оттолкнуть своих детей, чтобы схоронились они под корягами.
Что подразумевал поэт под орлом, мы никогда не узнаем, но, очевидно, что грядущее представлялось поэту уже не столь светлым, а, скорее, беспощадным и кровавым.
Трансформация образа России в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах»: «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где избы новые, кипарисовым тесом крытые, где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».
Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» – «соломой пропахшему мужику» – только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой...»
Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920). Сорокоуст – православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни: «Трубит, трубит погибельный рог!»
Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага..с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения – «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку».
В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни ... она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной... »
В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения, произошедшие в русском быту, и, в частности, в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами героя, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими».
В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии Руси. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна». «Гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли «с названьем кратким «Русь»».
В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам.
Потому им и любы бандиты,
Что всосали в себя их гнев.
Нужно прямо сказать, открыто,
Что республика наша - bluff ...
Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней, человек не может жить.