Сочинение «Одесские рассказы» И. Бабеля как «ироническая патетика»
И вот я буду говорить, как говорил господь на горе Синайской из горящего куста. Кладите себе в уши мои слова.
И. Бабель. Как это делалось в Одессе
Написанные в начале 20-х годов рассказы И. Бабеля «Король», «Как это делалось в Одессе», «Отец», «Любка Казак» и др. образуют собой единый цикл, известный под названием «Одесские рассказы». Тяга к экзотике, жизненным парадоксам, к романтической чрезвычайности подтолкнули писателя обратиться к живописной Молдаванке, ее обитателям, быту. Уголовники, евреи-приказчики, торговцы предстают перед нами в необычном свете, поскольку щедрый юмор Бабеля заставляют нас забыть о суровом времени и исторических событиях, когда создавались эти рассказы. Главный герой цикла Беня Крик — король биндюжников и налетчиков, главарь одесских бандитов. Он молод и хорош собой, остроумен и сообразителен, великодушен и даже по-своему честен. Это, в сущности, фантастическая и далекая от своего реального прототипа фигура, потому что, шутя и иронизируя, Бабель задался целью опоэтизировать бандитскую смелость, благородство, удачливость и ухарство, рыцарскую справедливость Бени Крика и его друзей — людей «бандитской чести». Выступая в роли одесского Робин Гуда, Беня и его гвардия грабят «тяжелые кошельки» богачей, чтобы избавить от лишних бед и горестей бедных людей, ведь «подкладка тяжелого кошелька сшита из слез».
Смеясь и шутя, Бабель приподнимает своих героев над будничностью и серостью мещанской жизни, словно бросая вызов тусклому и душному миру обыденности. Но это не делает одесских бандитов менее невежественными и ограниченными, чем они есть на самом деле. Этот контраст, наряду с экзотической обстановкой, «смачной» речью, живописными костюмами одесских налетчиков, разодетых, «как птицы колибри», яркостью событий, делают героев «Одесских рассказов» незабываемыми.
Жизнь бандитов, разворачивающиеся перед нами события больше похожи на действия какого-то комического спектакля, чем на реальность. Создается впечатление, что Беня Крик и его жертвы играют в какую-то общую игру, прекрасно находя общий язык и договариваясь полюбовно, если возникает такая необходимость, без помощи властей и полиции («Полиция кончается там, где начинается Беня»). Именно поэтому одесские бандиты больше размахивают своим оружием и, в крайнем случае, стреляют в воздух, ведь в их среде убийство «живого человека» считается большим грехом, за который можно поплатиться жизнью от рук своих же товарищей («Хорошую моду взял себе — убивать живых людей»).
И. А. Смирин очень удачно определил стиль «Одесских рассказов» Бабеля как «ироническую патетику», ведь за бандитской «деятельностью» рыцарей Молдаванки видится не только протест против богачей тартаковских, господинов приставов, толстых бакалейщиков и их высокомерных жен, но и поиски жизненной правды. Контрастность изображения, своеобразное сочетание бытовизма и яркого гротеска, лирики и цинизма, пафоса и иронии не только создали неповторимый колорит этого цикла, но и привели к всенародной популярности «Одесских рассказов».