Сочинение Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
В этом году на уроке русской литературы я по¬знакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Буни¬на «Господин из Сан-Франциско», в котором писа¬тель описывает трагическую судьбу господина, имя которого никто не запомнил. Автор в рассказе пока¬зывает мир бездушия, пошлости, лжи, мир богатства одних и унижения других. Бунин описывает карти¬ны жизни людей такими, какими они являются на самом деле. На примере господина из Сан-Франциско писатель хочет показать, что ничтожны те люди, которые стремятся только к богатству, к наживе капитала, которые хотят, чтобы им все подчиня¬лись, которым наплевать на бедняков, прислужи¬вающих им, и на весь мир. Бунин отрицательно относится к своему главно¬му герою. Это видно с самых первых строк, с того, что у героя нет имени. «Господин из Сан-Францис¬ко — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил...» — пишет автор. Этот человек всю свою жизнь посвятил накоплению денег, не переставая работать до самой старости. И только в пятьдесят восемь лет он решил поехать в путешествие ради раз¬влечения. Внешне он выглядит очень значительно, богато, но внутри, в душе у него пустота.
Путешествовать богатый господин едет на парохо¬де «Атлантида», где находится «самое отборное об¬щество, — то самое, от которого зависят все блага ци¬вилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войны, и благосостояние отелей». Эти люди беззаботны, они веселятся, танцуют, едят, пьют, курят, красиво одеваются, но их жизнь скучна, схе¬матична, неинтересна. Каждый день похож на преды¬дущий. Их жизнь похожа на схему, где спланирова¬ны и расписаны часы и минуты. Герои Бунина духовно нищие, недалекие. Они и созданы, только чтобы на¬слаждаться едой, одеваться, праздновать, развлекать¬ся. Их мир искусствен, но он им нравится, и они с удовольствием живут в нем. На пароход была нанята даже специальная пара молодых людей за очень боль¬шие деньги, которая играла влюбленных, чтобы весе¬лить и удивлять богатых господ, и которым эта игра давно надоела. «И никто не знал, что уже давно на¬скучило этой паре притворно мучиться своей блажен¬ной мукой под бесстыдно-грустную музыку...»
Единственное настоящее в мире искусственного было зарождавшееся чувство любви к молодому прин¬цу у дочери господина из Сан-Франциско.
Пароход, на котором плывут эти люди, состоит из двух этажей. На верхнем этаже властвуют богачи, которые считают, что имеют право на все, что им все позволено, а на нижнем этаже до изнеможения ра¬ботают кочегары, грязные, голые по пояс, багровые от пламени. Бунин показывает нам раскол мира на две части, где одним все позволено, а другим — ни¬чего, и символом этого мира является пароход «Ат¬лантида».
Мир миллионеров ничтожен и эгоистичен. Эти люди всегда ищут себе выгоду, чтобы им одним было хорошо, но они никогда не задумываются о людях, которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пре¬небрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Вот как Бунин описывает цинизм господина из Сан-Франциско: «А когда «Ат¬лантида» вошла, наконец, в гавань, привалила к на¬бережной своей многоэтажной громадой, усеянной людьми, и загрохотали сходни, — сколько портье и их помощников в картузах с золотыми галунами, сколько всяких комиссионеров, свистунов-мальчи¬шек и здоровенных оборванцев с пачками цветных открыток в руках кинулось к нему навстречу с пред¬ложением услуг! И он ухмылялся этим оборванцам.., и спокойно говорил сквозь зубы то по-английски, то по-итальянски: "Прочь! Прочь!"».
Господин из Сан-Франциско путешествует по раз¬ным странам, но в нем нет чувства восхищения кра¬сотой, ему неинтересно осматривать достопримеча¬тельности, музеи, церкви. Все его чувства сведены к тому, чтобы хорошо поесть и отдохнуть, отвалив¬шись в кресле.
Когда же господин из Сан-Франциско умирает, внезапно почувствовав какой-то недуг, то все обще¬ство миллионеров заволновалось, ощутив омерзение к умершему, потому что он нарушил их покой, их постоянное состояние праздника. Такие люди, как они, никогда не задумываются о человеческой жиз¬ни, о смерти, о мире, о каких-то глобальных вопро¬сах. Они просто живут, ни о чем не думая, ничего не делая ради человечества. Их жизнь проходит бес¬цельно, и, когда они умрут, никто не вспомнит, что существовали эти люди. В жизни они не сделали ни¬чего существенного, стоящего, поэтому бесполезны обществу.
Это очень хорошо показано на примере господи¬на из Сан-Франциско. Когда жена покойного попро¬сила перенести ее мужа в номер, то хозяин отеля отказался, так как ему от этого не было никакой выгоды. Мертвого старика положили даже не в гроб, а в ящик из-под содовой английской воды. Бунин противопоставляет: как почтительно относились к богатому господину из Сан-Франциско и как неува¬жительно относились к умершему старику.
Писатель отрицает такую жизнь, какую вел гос¬подин из Сан-Франциско и богатые господа с паро¬хода «Атлантида». Он показывает в рассказе, как нич¬тожна власть, деньги перед смертью. Главная идея рассказа заключается в том, что перед смертью все равны, что перед ней не важны какие-то классовые, имущественные грани, разделяющие людей, поэто¬му прожить жизнь надо так, чтобы после смерти ос¬талась о тебе долгая память.