Сочинение Привлекательность человеческих отношенйи в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Л.Н.Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать "нового человека" ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы люди нравственно перестроили каждый сам себя.
Л.Н.Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию прогресса всего человечества. В романе "Война и мир" эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений.
Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа.
Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом. Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Платон Каратаев душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно знакомому ему Денисову, но и ко всему его окружению, заботясь даже о пленном французском мальчике.
Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л.Н.Толстой считал лучшими качествами русского человека. Эти качества свойственны многим героям "Войны и мира". Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных французов: "Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди". И в лицах русских солдат он читал сочувствие своим словам. Способность "любовно жить" в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева. Много переживший в плену Пьер отогрелся душой возле этого простого русского человека, в котором ему чувствовалось что-то "приятное, успокоительное и круглое". Такое выражение ласки и простоты было в лице этого человека, что растроганный Пьер чуть не заплакал.
Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя. Чаще всего связи между персонажами романа осуществляются при помощи взгляда, интонации, жеста, улыбки. Наташа Ростова мучается оттого, что не может в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Герои Толстого иногда влияют на окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Встреча князя Андрея с Наташей изменила всю его жизнь, духовно возродила его. Он любил в Наташе "душевную открытость, естественность".
Потребность открыть себя другим — одна из главных черт людей, близких к Толстому.
Общение героев "Войны и мира" характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер одной свjей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился. Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, к признанию своих ошибок.
Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеет молиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Ана-толем за то зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Долоховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека.
Привлекательность человеческих отношений, изображенных в романе "Война мир", не может не трогать сердце современного читателя. В наш "жестокий" век нам есть чему поучиться у героев этого произведения. Доброта и совестливость, душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение людей — эти идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.