Сочинение Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова

    Глубокая любовь к почве звучит в произведениях
    Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь...
     Одинаково любит он эту почву и тогда,
    когда говорит о ней с искренним лиризмом,
     и тогда, когда рисует мрачные или грустные
    картины.
    А Григорьев

    Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за “глухого и вечного гула подавленных страданий”:

    И с отвращением кругом кидая взор,
    С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
    В томящий летний зной защита и прохлада.

    Поэт понимает, что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло. И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В стихотворении “В дороге” он опирается на собственную основу, немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую речь: “слышь ты”; “зна-мо-де”; “девка”... Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре, так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непонимании.
    В стихотворении “Забытая деревня” поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни. В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.
    Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, “Школьник”, в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:

    Там уж поприще широко:
     Знай работай да не трусь...
     Вот за что тебя глубоко
    Я люблю, родная Русь!

    Не бездонна та природа,
    Не погиб еще тот край,
    Что выводит из народа
    Столько славных, то и знай, —

    Сколько добрых, благородных,
    Сильных, любящих душой,
    Посреди тупых, холодных
    И напыщенных собой!

    В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит “скорбь народная”. Поэт показывает презрение вельмож к народу: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.
    С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:

    И со славой умрешь!

    Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:

    Волга! Волга!.. Весной многоводной
    Ты не так заливаешь поля,
     Как великою скорбью народной
    Переполнилась наша земля.

    На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных. Самый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой:

    Грудь впалая, как вдавленный
    Живот, у глаз, у рта
    Излучины, как трещины
    На высохшей земле,
    И сам на землю-матушку
    Похож он: шея бурая,
    Как пласт, сохой отрезанный,
    Кирпичное лицо,
    Рука — кора древесная,
    А волосы — песок.

    Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризуют условия жизни в них.
    В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.
    В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

К-во Просмотров: 1289
Найти или скачать Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова