Сочинение Роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    Роман в стихах «Евгений Онегин» - одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В.Г.Белинский по праву назвал роман «энциклопедией русской жизни».
    В «Евгении Онегине» А.С.Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами. И мироощущение автора отличается от мироощущения его героев.
    Поэт в романе поднимает множество проблем: положение человека в обществе, влияние исторических условий на личность, несчастная любовь, смысл жизни. Особое своеобразие роману придают лирические отступления, в которых автор выражает свое отношение к событиям и героям, а также философствует на различные темы.
    На мой взгляд, в лирических отступлениях Пушкин подчеркивает духовную близость себя и главного героя произведения: «Онегин – добрый мой приятель», «Татьяна милый идеал». Размышления автора – в первую очередь внесюжетный элемент, с помощью которого повествователь обращается к читателю со страниц книги, при этом определенные идеи высказываются непосредственно, а не от лица какого-нибудь персонажа.
    В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок. Для романа, который сам автор называл «свободным», очень важна именно такая форма общения с читателем, так как создается ощущение непринужденного разговора на самые разные темы. Так, Пушкин размышляет о любимом занятии – литературе, о желании писать в прозе.
    Я считаю, лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина – человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «Онегин» - самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». В лирических отступлениях поэт поднимает насущные проблемы его современности, а также обращается к вечным, человеческим вопросам. Чаще всего это связано с любовью:
    Любви все возрасты покорны;
    Но юным девственным сердцам
    Ее порывы благотворны,
    Как бури внешние полям.
    В дожде страстей они свежеют,
    И обновляются, и зреют –
    И жизнь могущая дает
    И пышный цвет и сладкий плод.

    В другом отступлении Пушкин пишет о романтических литературных героях, которым автор дает свою, особую характеристику:
    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.

    Поэт обращается и к современному ему обществу, в котором много зависти, наигранности и жестокости. Нередко какая-нибудь нелепость в этом обществе может послужить причиной смерти или убийства человека:
    Враги!
    Они друг другу в тишине
    Готовят гибель хладнокровно...
    Не засмеяться ль им, пока
    Не обагрилась их рука,
    Не разойтиться ль полюбовно?..
    Но дико светская вражда
    Боится ложного стыда.

    Пушкин отказывается от традиционного вступления с обращением к музе, но есть что-то похожее на это в конце седьмой главы:
    Да, кстати, здесь о том два слова:
    Пою приятеля младого
    И множество его причуд
    Благослови мой долгий труд,
    О ты, эпическая муза!

    Язык лирических отступлений отличается живостью, простотой и выразительностью, что, на мой взгляд, создает непосредственность и дружелюбность по отношению к читателю и героям романа. Через язык повествования автор выражал свое отношение к персонажам. Так, в первой главе, знакомы читателя с Онегиным, Пушкин применил стиль светской речи с ее особенностью «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». Он пользовался французскими, английскими словами, с усмешкой рассказал о воспитании Онегина, о его образовании. Характеризуя тонкую и впечатлительную натуру Ленского, автор использовал романтическую лексику: «Он с лирой странствовал на свете», «поэтическим огнем душа воспламенилась в нем».
    Совершенно по-иному автор описывает свою любимую героиню Татьяну. Особая ласка и теплота звучат в его словах. Эпитет милая употребляется очень часто: «Я так люблю Татьяну», «Татьяна, милая Татьяна», «и меркнет милой Тани младость». Также, описывая ее образ, повествователь использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «прелестным пальчиком писала», «голосок звучит». Рассказывая о любви девушки, поэт украшает строки эпитетами и метафорами, подчеркивая ее душевные волнения: «пьет, обольстительный обман», «ланиты мгновенным пламенем покрыты». Таким образом, различные художественные и стилистические средства удачно использованы Пушкиным для выражения своего отношения к героям и для более точной их характеристики.
    Таким образом, можно говорить о том, что автор в романе предстает как человек образованный и мудрый. Он глубок и внимателен к проблемам современного ему общества. Его высказывания настолько ярки и выразительны, что впоследствии стали афоризмами («быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей..», «любви все возрасты покорны», «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю»). Автор часто сопереживает своим героям, и он не равнодушен к их судьбам.
    Я думаю, «Евгений Онегин» - удивительное произведение, поскольку оно не было похоже на другие ни своей формой, ни содержанием. Особенность романа в его содержательности и актуальности как для века девятнадцатого, так и для наших дней.

К-во Просмотров: 2332
Найти или скачать Роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»