Сочинение Сочинение на тему: ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРАХ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

В романе «Война и мир» Л. Толстого представлена целая галерея образов участников описываемых событий. Одни из них создают контраст с основными персонажами произведения, другие существуют и действуют параллельно с главными героями, выстраивая как бы альтернативную линию поведения.

Одним из них является образ Николая Ростова. Он представляет возможный жизненный путь князя Андрея Болконского. Впервые мы видим Николая в юношеском возрасте. Это был «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность».

Тогда он очень «подходил» к своей семье. Николай безраздельно отдавался всем радостям жизни в старом уютном доме Ростовых и в имении в Отрадном. Для понимания характера Николая в то время показательна сцена его ответов отцу по поводу военной службы. Когда отец говорит княгине Карагиной, что сын из дружбы вслед за Борисом решил поступить на военную службу, Николай, «вспыхнув и отговариваясь, как будто от постыдного наклепа», заметил: «Совсем не из дружбы. Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе... я уж говорил вам, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую».

Честный, правдивый и принципиальный романтик, Николай Ростов попадает на службу в гусарский полк. Как всякий военный, он мечтает о подвиге — во имя славы русского оружия, во имя императора, которого он обожает и боготворит. Он строит планы, в своих романтических мечтаниях витает в облаках. Он и не замечает, как военная обыденность и серо-кровавая правда войны постепенно убивают в нем «души прекрасные порывы». Сначала происходит совершенно бытовая сцена — воровство денег у друга Денисова их же сослуживцем Телятиным. Николай Ростов уличил вора. Как честный и принципиальный человек, он доложил об этом командиру, но в результате поссорился с командиром, и офицеры полка потребовали от Ростова извиниться перед Богданычем (полковым командиром Карлом Богдановичем Шубертом).

Ростов категорически отказывается извиняться. Он и здесь, как в разговоре с отцом, подчеркивает, что он «не дипломат» и поясняет: «Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей». Однако выясняется, Что и в армии нужно иметь дипломатическое умение. Это становится понятно Ростову из слов штаб-ротмистра Кирстена: «Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк?.. Так, что ли, по-вашему? А по-нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из-за фанаберии какой-то не хотите извиниться, а хотите все рассказать... Какой бы там ни был Богданыч, а все честный и храбрый старый полковник; так вам обидно, а замарать полк вам ничего! Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «Между павлоградскими офицерами воры!» А нам не все равно».

Так Николай Ростов получил первый в своей жизни урок той дипломатии, которой старался избегать. Из последующих событий мы узнаем, что и подвиг совершить ему также не удается. Вместо подвига — нечаянное падение с лошади и вывих руки. При встрече с Бергом и Борисом он составляет явный контраст: «на нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля», а они были «чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой, отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы».

Когда Борис просит его «рассказать о том, как и где он получил рану», именно на друзьях он испытывает свой первый жизненный урок: «Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать... но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел на неправду».

Теперь Николай Ростов делает и поступает так, как и другие. Это становится главной чертой его характера. Например, когда офицеры ставят под сомнение правильность действий императора в дни заключения Тильзитского мира, он говорит: «Не нам судить. А то, коли бы мы стали обо всем судить и рассуждать, так этак ничего святого не останется... Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все...» И в других ситуациях он не утруждает себя размышлениями: «Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что думать нечего, что на это есть Кутузов и другие...» В одной из последних сцен романа Наташа в разговоре с Пьером дает такую же характеристику своему брату: «У Николеньки есть эта слабость, что, если что не принято всеми, он ни за что не согласится».

В мирной жизни Николай Ростов следует тем же правилам поведения, что и на войне: «Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и теперь, после короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее и представил себя той власти, которая его (он это чувствовал) непреодолимо влекла куда-то».

Николай Ростов становится взрослее, и в его характере все более проступают отрицательные черты «ростовской породы». В конце концов он превращается не просто в недалекого и посредственного человека, а в воинствующую посредственность.

За свои заблуждения Николай Ростов платит дорогую цену: он теряет любовь сестры и уважение Пьера. Он оказывается оторванным от тех сил, которые олицетворяют будущую Россию. События и героев романа «Война и мир» можно понять при сопоставлении их отношения к Отечественной войне 1812 г. Все герои романа получают нравственную оценку Л. Толстого в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Поэтому совсем не случайно писатель лишает заслуженного кадрового офицера Николая Ростова права участвовать в Бородинской битве, заменяет ее сценой подавления бунта мужиков в имении Болконских.

Сцена оказывается глубоко символичной для понимания образа Николая Ростова. В конце романа Николай Ростов в запале спора с Пьером не просто говорит, а предупреждает: «Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот; я этого не вижу; но ты говоришь, что присяга — условное дело, и на это я тебе скажу: что ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадрС главными героями романа «Война и мир» писатель знакомит нас буквально на первых страницах произведения. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов еще совсем молоды. При первой их встрече князю Андрею 26 лет, а Пьеру нет и 20 лет. Своей непохожестью оба героя резко выделяются среди гостей, которые собрались в салоне петербургской придворной дамы Анны Шерер. Князь Андрей, например, говорит Пьеру: «Эта жизнь не по мне». Тем самым он показывает, что тяготится необходимостью сохранять связи с лицемерным, лживым и аморальным светским обществом. Лишь с появлением в великосветском салоне Пьера Безухова на сумрачном лице Андрея Болконского возникла вдруг добрая улыбка. Дружелюбие и радостный блеск в его глазах воодушевили Пьера, придали ему бодрости и уверенности в себе. В то же время жизнелюбие и оптимизм Пьера не раз зажигали потухший блеск в глазах князя Андрея, его стремление к полноценной счастливой жизни и борьбе в тяжелые дни.

Андрей Болконский и Пьер Безухов составляли контраст по характеру и внешнему облику, и Л. Толстой подчеркивает эту несхожесть своих героев: «Пьер по наружности составлял резкую противоположность князю Андрею. В сравнении с тонкими, твердыми и определенными чертами князя Андрея, черты Пьера казались особенно пухлы, крупны и неопределенны».

Однако Андрея Болконского и Пьера Безухова сближает их стремление к познанию правды. Они оба всеми силами стараются освободиться от влияния того общества, к которому принадлежат по рождению (особенно князь Андрей). Обоими героями владеет нравственный поиск, верность своим убеждениям, умение «быть, а не казаться». Князь Андрей мечтает о личной славе, о любви людской, которую хочет завоевать, совершив воинский подвиг; Пьер сосредоточен на своем нравственном становлении, но поначалу ведет рассеянный образ жизни светского молодого человека.

Андрей Болконский и Пьер Безухов — передовые представители дворянской среды, из которой после Отечественной войны 1812 г. вышли декабристы. Правда, князь Андрей так и не дождался изгнания Наполеона из России и победоносного окончания войны. Но у читателя не остается никакого сомнения в том, что он обязательно был бы среди тех, кто в декабре 1825 г. вышел на Сенатскую площадь. Да, Пьер и князь Андрей идут по жизни каждый своим путем и достигают разных результатов. Вот почему князь Андрей говорит Пьеру: «Ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь... А я испытал противоположное. Я жил для славы... жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь».

Однако душевные метания и поиски главной цели в жизни приводят князя Андрея и Пьера к единому результату — постижению роли народа в истории. Военная служба Андрея Болконского и частная деятельность Пьера Безухова приобретают смысл и значение лишь тогда, когда они в решающие для России дни связывают свою судьбу с судьбой русского народа.

В дружеских отношениях Андрея Болконского и Пьера Безухова роль старшего и по возрасту, и по мировоззрению сначала принадлежала князю Андрею. Но в последующих событиях Пьер как бы выступает на первый план, становится ведущим в дружеском дуэте. Несмотря на это, Пьер продолжал смотреть на князя Андрея как на старшего товарища, всегда с большим вниманием относился к его высказываниям. Л. Толстой замечает, что «Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь

Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием силы воли». Поэтому восторженный и пылкий Пьер бесконечно любит и уважает своего друга. Он ценит его аналитический, строгий и глубокий ум. Сдержанный и нередко замкнутый князь Андрей, не привыкший открывать кому бы то ни было свои истинные чувства, все же находит то один, то другой повод для того, чтобы поделиться с Пьером и нежной приязнью, и верной дружбой.

Взаимоотношения Андрея Болконского и Пьера Безухова являются образцом неизменной и требовательной дружбы, пронесенной через самые разные испытания. Но Л. Толстой не идеализировал своих героев. И князь Андрей, и Пьер показаны великим русским писателем с позиций исторической правды — людьми своего времени и своей среды, со многими присущими им недостатками. Достаточно вспомнить о стремлении к славе и аристократических предрассудках князя Андрея или о буйной молодости Пьера.

Но главным и самым значимым в образах главных героев Л. Толстого было, есть и остается то, что они способны подняться над традициями своего сословия и преодолеть свои собственные недостатки. Они — мыслящие люди, которые не боятся ставить и решать самые острые вопросы как своей личной жизни, так и общественной.ном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь».

К-во Просмотров: 2453
Найти или скачать Сочинение на тему: ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ХАРАКТЕРАХ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)