Сочинение Сочинение "Роль главы «Раздвоение Ивана» в понимании идейного смысла романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита»"
Роман «Мастер и Маргарита» — последний роман М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 г., а закончил в 1940 г. В своем произведении он поднял вечные темы и вопросы, волновавшие человечество на протяжении всей истории. Вопросы добра и зла, истинного и ложного, смысла и цели жизни. В романе переплетаются реальность и фантастика, смешное и грустное. Все это, несомненно, играет большую роль в замысле произведения.
Но наиболее всего писателя интересовала проблема выбора. На протяжении всего романа мы наблюдаем, как его герои постоянно находятся перед выбором, который им предлагается сделать.
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — эти слова из «Фауста» взяты Булгаковым в качестве эпиграфа к роману не случайно. Действительно, сатана в Москве каждому воздает по его заслугам и по его вере, чем совершает благо. И оказывается, что добро и зло — две стороны одной медали.
За время своего пребывания в Москве Воланд наказывает многих: литераторов, отрекшихся от своей высокой миссии ради материальных благ, взяточников, бездельников, доносчиков. Однако никто из них, кроме Ивана Бездомного, не смог подняться над реальностью, попытаться понять истинную суть происходящего, потому что проще и удобнее считать Бога и дьявола несуществующими, а сатану и его свиту — шайкой гипнотизеров. Тогда не нужно в корне менять свои представления о мире, о смысле и цели жизни, свою нравственную позицию.
Единственный человек, который изменился под влиянием трагических событий, — это Иван Бездомный.
Это не главный образ в романе, но, несомненно, очень важный. У Ивана Бездомного был реальный прототип, поэт Иван Приблудный, который входил в окружение другого поэта, Сергея Есенина. На примере Ивана Бездомного Булгаков показывает нам, как могут обстоятельства фактически изменить мировоззрение человека. Впервые мы встречаемся с Иваном Бездомным на Патриарших, когда Берлиоз наставляет его в литературе. Мы еще ничего не знаем о нем, кроме того, что он поэт и ученик Берлиоза, внимающий своему учителю, мы даже не знаем, что Бездомный это всего лишь псевдоним. Надо-сказать, что, дав своему герою такую фамилию, которая очень созвучна со словом «бездумный», Булгаков подчеркивает, что Иван никогда прежде не задумывался над вечными истинами, но ему предстоит это сделать. Таким образом, Иван Бездомный еще очень тусклый образ. Изменения начинают происходить после встречи с «иностранным консультантом» Воландом. Но не сразу, не вдруг. После своих «приключений» в Грибоедове он попадает в психиатрическую лечебницу, где знакомится с Мастером. Оба они оказались там по вине ... Понтия Пилата. Вот только Иван узнал о нем от Воланда, который присутствовал в его дворце 2000 лет назад.
В главе «Раздвоение Ивана» 'перед нами предстает человек, переживающий глубокий нравственный перелом. Не случайно глава начинается с описания грозы, символизирующей очищение, обновление, переход к новой жизни.
Смерть Берлиоза, спровоцированная, в его представлении, «иностранным консультантом», вызывает то состояние, которое окружающие принимают за «белую горячку». Но на самом деле Бездомный стремится разгадать секрет «необыкновенной силы» и бессмертия «таинственной личности». Рассказо Понтии Пилате не подвергается им «никакому сомнению». Все это и приводит его к «раздвоению». «Новый Иван», возражая «ветхому, прежнему», поднявшему «глупейшую бузу на Патриарших», утверждает, что самым интересным во всем происшедшем были знания иностранца, которого надо «было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га-Ноцри». В свете этих новых знаний смерть Берлиоза, руководителя писательской организации и редактора журнала, кажется ему событием мелким и незначительным: «Важное, в самом деле, происшествие — редактора журнала задавило!» Эти слова Ивана предвосхищают последующий уход Берлиоза в небытие, и не только в небытие, но и в полное забвение сразу же после смерти. Иван начинает понимать, что есть вечные ценности, а есть преходящие. Он отрекается от своих прежних убеждений, вернее, отбрасывает их как что-то наносное, ненужное. (Верит в то, что пишет...) И после пережитого им духовного перелома он «торжественно» клянется мастеру «не писать больше стихов».
«Новый» Иван слышит приговор себе прежнему, произнесенный голосом, похожим «на бас консультанта»: «Дурак!», но это слово его не обижает, а даже «приятно» изумляет, подтверждая его собственные мысли.
Перерождение Ивана и его желание услышать продолжение истории о Понтии Пилате подготавливает появление в романе Мастера. «Новый Иван» не пугается «таинственной фигуры», появившейся на балконе его палаты. Мастер становится его учителем, так как способен «все угадать», ответить на самые важные для «преображенного» поэта вопросы. А сам Иван, ученик Мастера, напоминает Левия Матвея, который, поговорив с Иешуа, бросил деньги на дорогу. Таким образом, Бездомный становится одним из «двойников», связывающих Ершалаимские главы с рассказом Булгакова о современной ему Москве.
Благодаря Мастеру Иван отказывается писать стихи и называет прежние свои произведения «чудовищными». Иван становится настоящим учеником. Недаром Мастер называет его так. А прощаясь с ним, говорит: «Прощай, мой ученик...» Иван постигает Истину, а потом, будучи уже профессором истории, продолжает то, что начал Мастер. Иван перерождается, обретает веру и поднимается над бездуховностью.
В главе «Раздвоение Ивана» Бездомный впервые проявляет «добрую волю», делает свой нравственный выбор в пользу добра, света, истины, отказываясь от всего ложного и наносного. И мы видим, что, по Булгакову, каждый человек сам выбирает свой путь и свою судьбу.