Сочинение Современная литература
…в прозе В. Распутина и в прозе других реалистов произошла многозначительная подмена: былой герой, активный борец со злом ... уступил место идеалу «просто порядочного человека», сохраняющему добро в себе»
В. Чалмаев
Литературный критик В. Чалмаев отмечает характерную особенность русской литературы конца 20 века – положительность характера героя в ней определяется не его активной борьбой с негативными явлениями жизни, а лишь тем, что этот герой сам для себя остается положительным, «сохраняя добро в себе».
Примером тому служит творчество В. Распутина. Так, в повести «Пожар» главного героя - Ивана Петровича – очень беспокоит то, что он видит в окружающей жизни. Его волнует отсутствие у многих людей привычки к труду, их стремление жить, не пуская глубоко корни, без семьи, без друзей, без привязанностей, желание «урвать» побольше для себя.
Пожар, случившийся в поселке, обнажил множество проблем, которые нужно решать, с которыми нужно бороться. Но, в то же время, если хозяйственные неурядицы можно разрешить с помощью одного человека, то, что делать с неразберихой в душах людей?
Страшное по своим последствиям явление исследует В. Распутин, показывая «архаровцев» — людей без памяти, без совести, объединившихся не ради общего доброго дела, а ради пьянства. Они и на пожаре спасали в первую очередь не хлеб и продукты, а водку и цветастые тряпки.
Символическим смыслом наполнен эпизод, завершающий рассказ о тушении пожара: убит добрый и безотказный дед Миша Хампо, пытавшийся остановить воров, а вместе с ним и один из «архаровцев».
Пожар, как и всякая беда, издавна сплачивал людей, а на этот раз выявил глубочайшую пропасть, разъединявшую их. Но автор не остановился только на констатации этого явления. «И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?» — размышляет Иван Петрович. Размышляет и старается сам поступать так, как считает нужным, никого не пытаясь изменить и «научить жизни».
Больше того, и сам писатель возлагает свою надежду на таких людей, как его герой, — человека совестливого, трудолюбивого, неравнодушного, чувствующего кровную связь с людьми и родной землей. «Четыре подпорки у человек в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» - так формулируется в произведении нравственная позиция героя.
У повести В. Распутина открытый финал: неспокойно на душе героя, трудные дела предстоят ему. Но он вышел из испытаний более закаленным, а потому «легко, освобождение и ровно шагалось ему», «благодарно и торопливо» отзывалось на весенние звуки его сердце.
Особое внимание в своих произведениях Распутин всегда уделял образам мудрых старух, которые являются для него хранительницами устоев, культуры, жизни, души. В «Прощании с Матерой» писатель создал образ Дарьи Пинигиной, которой Распутин восхищается и которую неизмеримо уважает.
Прослеживая вместе с автором судьбу этой старой женщины, вникая в ее заветные мысли, мы понимаем, что только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам всем угрожает бездуховность.
Симптомы этой болезни подметил В. Распутин в образах детей, потерявших связь с родной землей: в образе внука Дарьи, Андрея, в образе Петрухи и равнодушных «пожогщиков», уничтоживших лес, избы и кладбище на Матере.
Символическим смыслом наполняется сцена борьбы «чужих людей» с «царским лиственем», который не смогли взять ни топоры, ни огонь. Не поддалось разрушителям могучее и гордое дерево («Было бы это дерево...» — прозревает один из мужиков), которым, по преданию, «крепится остров к речному дну, одной о¬щей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера».
Матера, материк, земля, мать, Родина... Именно о судьбе Родины, в немалой степени зависящей от нравственных основ человека, с тревогой размышляет писатель.
«О-ох, нелюди мы, боле никто», — произносит свой приговор старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил.
Таким образом, позиция современных авторов относительно критериев нравственности их героев изменилась. Если раньше положительный персонаж обязательно должен был активно бороться со злом во всех его проявлениях, то теперь акценты сместились. Анализируя творчество В. Распутина, например, мы понимаем, что для писателя главное, чтобы человек сохранил добро в себе. То есть активная позиция понимается им по—другому, происходит смещение: каждый должен бороться за доброго человека в себе, и тогда мир станет лучше и добрее.
Я считаю, что в этом вопросе наиболее верна «золотая средина». Безусловно, начинать нужно с себя, в себе воспитывать нравственного человека. Но бывают ситуации, когда просто необходимо активно вмешаться в ситуацию, проявить свою позицию, вступить в борьбу со злом. Думаю, это стоит делать, и тогда жизнь, хоть ненамного и ненадолго, но станет светлее.