Сочинение Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка)
Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни.
В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение – упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.
Анафорические повторы («есть лица»; «иные» - «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках – мужская рифма («порталам» - «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» - «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения – в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.
Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.
По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй - любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.
Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет – «пышный портал» -- рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.
Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная – вот главное их качество:
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так:
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках - «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) – шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов – серая.
Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»:
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» ("её", "меня", "весеннего") символизирует нежность.
А в последних строчках автор наверняка имеет в виду людей творческих, которые своим светлым взглядом на мир одухотворяют и всех окружающих:
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»