Сочинение Судьба Художника в тоталитарном государстве (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита)
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» смело можно назвать культовым романом, отражающим проблемы и вопросы, волнующие миллионы людей во всем мире.
Одним из главных вопросов «Мастера и Маргариты» является проблема судьбы Художника в этом мире. В романе Булгакова он получает актуальную трактовку – судьба Художника в тоталитарном государстве.
Писатель рисует современную ему Москву 30-ых годов 20 века. В представлении Булгакова это ад, рассадник зла, где царят низменные страсти и процветают бездарности и приспособленцы. Но особенно мрачную картину являет литературный мир Москвы, своеобразной моделью которого в романе становится МАССОЛИТ – одна из крупнейших московских литературных ассоциаций.
Мы видим, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой «творческой» организации не занимается своим непосредственным делом - литературой. Но зато все они с успехом решают в МАССОЛИТе свои насущные проблемы - квартирные, дачные, продовольственные и прочие. Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин и другие твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе: не то, что думаешь, а то, что положено. Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, эти люди формируют литературную атмосферу 30-х годов. И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его и судьба его произведения оказывается предопределенной.
Конфликт Мастера и МАССОЛИТа - конфликт двух концепций литературного творчества – в тоталитарном обществе оказывается легко разрешимым. Мастер попадает в психиатрическую клинику с нервным срывом, он больше не хочет жить, поскольку не выносит «насилия, плохих стихов и социального заказа». Этого героя лишили главного для художника - свободы творчества.
Именно так – трагически, говорит Булгаков, складывалась судьба истинных художников в тоталитарном обществе, где ценился не талант и внутренняя свобода, а следование общим законам, серость и заурядность.