Сочинение Свет в поэзии И. Бродского
«...пока мне рот не забили глиной
из него раздаваться будет лишь благодарность»,
И. Бродский
Иосиф Бродский — новая эра в истории русской поэзии. Поэт, творивший в XX веке, он безусловно поэт XXI столетия. Он вывел русскую поэзию из тупика авангардизма и бессмысленности, доказав, что даже перечисление предметов уже поэзия, если за дело взялся Поэт.
«Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усечённый волос —
Бог сохраняет всё: особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос».
Мир, в котором живёт поэт, огромен, его знания истории и поэзии ошеломляющи. Прошлое и настоящее в стихах Бродского взаимосвязаны. В «Письмах римскому другу», как бы переводе из Марциала — сегодняшний день с его жестокостью и проблемами:
«Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
Неужели до сих пор еще воюем?»
Бродский наш современник, он видел мир таким, каким видим его и мы, но рассказал о нём так, как это под силу только поэту. Задачу поэта Бродский видит не в том, чтобы изменить его, что, по-видимому, невозможно, а понять и принять.
«И быть на земле закатом,
И быть на земле рассветом,
Удобрить ее солдатом,
Одобрить ее поэтом».
Свет — он существует в мире. Нужно только увидеть его и назвать, что и делает Бродский:
«на исходе тысячелетья, в Риме
я вывожу слова «факел», «фитиль», «светильник».
«Римские элегии» — это не просто поэтический рассказ о пребывании в Риме. Это и ироничный взгляд на себя, «я певец дребедени, лишних мыслей, ломаных линий», «мы вряд ли боги в миниатюре».
Здесь щемяще звучит тема быстротечности жизни человека. Что такое отрезок человеческой жизни по сравнению с Вечным городом, над которым время не властно:
«Крикни сейчас «замри» — я бы тотчас замер,
как этот город сделал от счастья в детстве».
Как и у римских поэтов, у Бродского рефреном звучит мотив неслучайности прихода в этот мир и благодарности за жизнь на земле:
«Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: я
благодарен за всё; за куриный хрящик
и за стрекот ножниц, уже кроящих
мне пустоту, раз она — Твоя».
Главный свет в жизни Бродского — это свет веры, свет Вифлиемской звезды. Следуя традиции пастернаковской «Рождественской звезды», Бродский пишет свою «Рождественскую звезду», но поэт при этом предельно лаконичен:
«...из глубины Вселенной, с другого его конца,
звезда смотрела в пещеру, и это был взгляд Отца».