Сочинение Своеобразие поэзии М.В. Ломоносова
Замечательных успехов русская поэзия классицизма достигла в творчестве М. В. Ломоносова. Поэзия Ломоносова отразила жизнь русской нации на определенном очень важном этапе ее развития, главной темой его творчества является тема родины, ведущей идеей - идея утверждения величия русского народа и могущества России.
Интересно, что в поэтическом творчестве этого государственного деятеля, философа, ученого, художника ярко отразились его просветительские взгляды. Даже в торжественных («похвальных») одах он не сходит со своих демократических позиций и прославляет героев «от земледельца до царя». Многие поэтические произведения Ломоносова наполнены упоминаниями о «ратях», «земледелах», пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых (как правило, выходцах из демократических слоев общества).
Убежденный сторонник высокой идейности и гражданственности в искусстве, Ломоносов наиболее четко выразил свои взгляды в программном цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном» (между 1757—1761 гг.). В нем представлены две противоположные поэтические позиции. Одну из них представляет Анакреон, древнегреческий поэт, считающий, что целью поэзии должно быть воспевание радостей бытия: любви, дружбы, вина:
Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.
Другую позицию занимает русский поэт-классицист, главной задачей которого становится прославление величия и красоты «возлюбленной матери» - Родины:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.
Требования, предъявляемые Ломоносовым к отечественной поэзии, были осуществлены им самим в его собственной поэтической практике, и в первую очередь, в одах. В них поэт воспевает величие России, ее огромные территории, неисчерпаемые природные богатства, талантливых людей:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля Свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью Твоей цветет.
Поэт призывает сохранять и развивать свое отечество. Для этого нужно мобилизовать все силы: упорно трудиться, развивать науку и искусство, стойко защищать родину от врагов.
Особое место в творчестве поэта занимают научно-философская лирика («Утренние размышления о божием величии...», «Вечерние размышления о божием величии...», «Письмо о пользе стекла» и другие), являющаяся образцом «научной поэзии». Здесь Ломоносов совмещает две цели – просветить, дать представление о каком-то научном процессе и изложить все это в поэтической, художественной форме:
Во зрительных трубах Стекло являет нам,
Колико дал творец пространство небесам.
Толь много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.
Поэтический язык Ломоносова насыщен разнообразными художественными средствами. Он использует в своих произведениях многочисленные стилистические фигуры – риторические восклицания и вопросы, сравнения, перефразы, усложненные метафоры. Часты в его стихотворениях образы из древнегреческой, древнеримской и славянской мифологии:
И се Минерва ударяет
В верьхи Рифейски копием;
Сребро и злато истекает
Во всем наследии Твоем.
Плутон в расселинах мятется,
Что Россам в руки предается
Драгой его металл из гор…
Все эти художественные особенности – не столько следование традициям классицистических жанров, сколько новаторство, творческие находки самого поэта.
Можно сказать, что поэзия М.В. Ломоносова изменила облик русской литературы и определила дальнейшие тенденции ее развития. Важнейшей заслугой этого поэта является освоение европейских традиций в сочетании с активным использованием национального культурного опыта.
«Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов не считал занятия поэзией своей главной целью. Но достигнутые в ней успехи столь велики, что В.Г. Белинский с полным правом назвал его «Петром Великим русской литературы».