Сочинение Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
Свою поэтическую и человеческую миссию А.А. Ахматова в поэме «Реквием» видит в том, чтобы донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она становится «голо-сом людей» в годы тотального и вынужденного молчания всех:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Само название поэмы «Реквием» настраивает на торжественно-траурный лад, оно связы-вается со смертью, молчанием, которое происходит от непомерности страдания и скорби.
В сюжете поэмы отразились трагические события жизни Ахматовой, связанные с первым арестом её сына. Здесь просматривается три связанных между собой плана: реальный, евангельский и обобщенно-символический. Поэма посвящена тем, кто «в страшные годы ежовщины» был рядом с лирической героиней в тюремных очередях, в оцепенении, смер-тельной тоске. Вместе с народом автор и её героиня прошли все круги ада:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Поэма стала и прощальным приветом, и ответом на обещание описать «это», и криком обездоленной женщины. В ней соединилось стремление засвидетельствовать правду вре-мени, выразить своё и общее горе с попыткой разглядеть вечный, исторический смысл со-бытий. Лирическая сторона поэмы включает и глубоко пережитое, автобиографическое, и увиденное в нём вечное, объединяющее героиню со «стрелецкими женами», современни-ками декабристов и всеми «обезумевшими от мук», осужденными, безвинными страдаль-цами.
Тема смерти в поэме обуславливает тему безумия. Само безумие выступает здесь как по-следний предел глубочайшего отчаяния и горя, когда лирическая героиня как бы отстра-няется от себя.
Лирическое и эпическое в поэме слиты благодаря центральному образу:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Автор отстаивает право повествовать о народной трагедии от первого лица как её участ-ница, «мать» и, в то же время, поэт. Когда «безумие крылом» задевает героиню, и ей оста-ется «ждать» только простой и чудной смерти, поэт продолжает «молиться» не о себе од-ной и, выполняя свой долг, писать обо всех. Единение с народом имеет для автора глубо-кий религиозный смысл, что проясняет евангельская аналогия. Отвергая защиту «чуждых крыл», преодолевая дьявольское искушение, героиня ради спасения души приносит в жертву самое дорогое в земном мире. Она не исключение, «осатанелые годы» потребовали таких жертв от многих, от всего народа, чей крик сливается со «слезою горячей» главной героини.
«Горе» проникает в город великой культуры, в страну Пушкина. Этот образ формируется как антитеза жизни. Горе убивает людей («Там встречались, мертвых бездыханней…»), весь мир («Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…»). Это картина страш-ного, безысходного ада, в который ввергла мир воля человека, лишившего людей свобо-ды.
У Ахматовой основное внимание обращается на раскрытие психологического состояния героев. Только о том, что чувствует «Мать», автор не может, не смеет рассказать. На неё «так никто взглянуть и не посмел». Её молчание скрывает переживание, к которому гото-вило всё повествование поэмы. В этом образе слились временное и вечное, будничность и высокая трагедия. Развитие сюжета поэмы завершилось гармоническим утверждением си-лы духа, дающей надежду на Воскресение.
Безжалостная власть пытается превратить человека в обезличенное, покорное, запуганное существо. Но это знание героини не уничтожило её веру в человека, напротив, она чувст-вует в себе силу думать и молиться «не о себе одной», а обо всех, кто был с ней в этих ис-пытаниях:
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Мотив воспоминания в эпилоге поэмы разнопланов. Это и поминальная молитва, и па-мятник поэту, и память о страшных событиях.
В финале поэмы звуки смолкают, все снова погружается в тишину, страшное прошлое скрывается за пеленой струящегося подтаявшего снега.
Евангельская линия в поэме завершается утверждением высшего, религиозного смысла страдания как искупления, спасения души. В соединении с конкретикой изображения ста-линских репрессий создается достоверная, реалистическая картина, проникнутая возвы-шенно-трагическим пафосом, характеризующим авторское отношение к происходящему.
Поэма «Реквием» – памятник эпохи, среди героев которой и её автор. Героиня Ахматовой, вглядываясь в будущее, видит очень конкретную, ощутимую картину, являющуюся про-должением той реальности, которая воспроизведена в поэме. Народ для Ахматовой не только обобщенное понятие, но и совокупность неповторимых индивидуальных судеб. «Реквием» – памятник их силе духа, времени испытаний, ставший главным в её собствен-ной судьбе. История России растворена во всем внешнем и внутреннем, во всем, что со-ставляет жизнь и судьбу современности.