Сочинение «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоев
Проблема настоящего искусства встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки, которые ежедневно обрушиваются на человека, становятся всё интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами, а гигабайтами. Процесс создания чего-то прекрасного, идущего от души и для души, а не ради денег или славы, все более обесценивается современным обществом. Если твой «продукт» не престижен, то и говорить даже об этом не стоит… Книги и газеты, да и вся печатная продукция (кроме, пожалуй, нескольких модных журналов) потеряли былую актуальность.
А между тем, история человечества знает не мало прекрасных примеров, когда творчество становилось не только неотъемлемой частью жизни человека, но и его жизнью. И самым понятным мне лично примером является, прежде всего, литература.
Для писателей и поэтов литература становилась чем-то большим, чем просто средством зарабатывания денег (да к тому же многие из творцов погибали за свое творчество).
Искусство становилось для таких людей самой жизнью, без него человек умирал сначала духовно, а потом и физически. Через своё творчество люди доносили до человечества свое понимание добра или зла, многие пытались разобраться в противоречиях бытия, многие заостряли внимание на социальных язвах. У каждого своя стезя! Отсюда многообразие литературных течений, взглядов на назначение искусства. И отсюда же непримиримость творческих лагерей.
И как казал Федор Михайлович Достоевский: «В том то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно».
И действительно, современно ли до сих пор, в наш век информации, литература, например, 19 века, говорящая не о возможностях Интернета или СМИ, а о способностях души к высоким стремлениям, о проблемах того далекого времени.
Но в том то и дело, что меняются времена, но не люди. Поэтому литература, затрагивающая проблемы любви, дружбы, предательства и долга, до сих пор актуальна и интересна.
Обратимся, хотя бы, к творчеству Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В своих сказках он, казалось бы, затрагивал проблемы только своего времени: равнодушие властьпридержащих, их черствость, равнодушие еще не затронутых бедой.
Смех – основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильно,- говорил Щедрин,- ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех». Щедрин считал главным назначением смеха возбуждение чувства негодования и активного протеста против деспотизма.
Сказка «Коняга» - вопль боли о родине. Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, «обыкновенного мужичьего живота, замученного, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». «Для всех поле раздолье, для Коняги оно – кабала».
А разве сейчас не так? Разве людей в России не поставили в унизительнейшее положение, когда заставляют работать за гроши тех, кто вправе получать больше. И это происходит потому, что всегда найдется тот, кто согласен получать меньше. У людей отняли чувство человеческого достоинства, поставив на грань выживания, когда ни о каких духовных запросах не может быть и речи, и только бесконечная кабала…
Советская власть воспитала в россиянах возможность работать на «голом энтузиазме». Но сейчас другие времена: не крепостничество, не авральное восстановление страны после войны… Времена другие, а люди живут также! За рубежом есть профсоюзы, которые не позволят работодателю ставить 14-ти часовой день, не позволят не платить зарплату… А у нас все можно, и объясняется это так просто: «Нет денег!». Но как же нет, если труд – это уже обеспечение продукта, а значит и прибыли?..
Так что сказка «Коняга» актуальна и сейчас…
А вот еще одна сказка Щедрина – «Обманщик-газетчик и легковерный читатель». Из этого произведения достаточно привести одну цитату: «Сидит газетчик в своей берлоге и знай себе обманывает и обманывает. «Берегитесь! Говорит: - дифтерит обывателей косит!» «Дождей, говорит, с самого начала весны нет – того гляди без хлеба останемся!»… «Добро казенное и общественное врозь тащат!» А читатель читает и думает, что газетчик ему глаза открывает. «Такая, говорит, уж у нас свобода книгопечатания: куда не взгляни – везде либо дифтерит, либо пожар, либо неурожай»…
А если заменить «дифтерит» «куриным гриппом», что получится? А получится не середина 19 века, а как есть – начало 21-ого! И пророческими становятся слова Щедрина, великого сатирика, описавшего окружающую его действительность 150 лет назад: «А газетчик- обманщик и сейчас жив. Четвертый каменный дом под крышу возводит и с утра до вечера об одном думает: чем ему напредки легковерного читателя ловчее обманывать: обманом или истиною?»
Так что творчество Салтыкова-Щедрина до сих пор и актуально, и полезно, и поучительно. И подобных примеров в литературе можно привести множество, когда гений писателя подмечает типичнейшие черты целого народа, которые и спустя много лет не являются историей.