Сочинение Война и мир глазами Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем
и потому...
бросил трубу, в которую
смотрел до сих пор через головы людей.
Толстой. Война и мир.
Название романа Толстого «Война и мир» глубоко и полно отражает содержание этого произведения. В нем писатель изобразил жизнь не только России в переломный момент русской истории (во время Отечественной войны 1812 года), но и «отдельных людей» – их победы и поражения, важные этапы их духовного развития.
Пьер Безухов – один из немногих героев эпопеи, чья внутренняя эволюция описана подробно и доведена до логического завершения – обретения истинного смысла жизни, осознанного и «полезного» существования. Известно, что этот персонаж максимально близок самому писателю, в нем заложено много автобиографических черт.
Итак, в юности Пьер Безухов – незаконный сын графа Безухова – представляет собой инфантильное, доверчивое, совершенно несформировавшееся в нравственном смысле существо. Он смотрит на мир широко открытыми глазами. Пьер добр, мягок, застенчив, совершенно не знает «русской» жизни. Но, в то же время, у него большой потенциал - героя отличает «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд».
Пьер не имеет четкого мировоззрения, он видит жизнь глазами других людей – легко поддается чужому влиянию и давлению. Больше того, подчинение другим даже доставляет ему удовольствие: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Возможно, именно поэтому он, превратившийся после смерти отца в очень богатого человека, становится легкой жертвой семьи Курагиных, а немного позже – членов масонской ложи.
Ища духовного поводыря, некий идеал, к которому нужно стремиться, Безухов обращается к фигуре Наполеона. По мнению героя, этот человек воплощал достижения «великой французской революции» - «свободу, равенство, братство». Именно Наполеону Безухов стремился подражать во всем.
Толстой подчеркивает, что в погоне за эфемерными идеалами Пьер не замечает настоящей, «близкой» жизни – того, что ежесекундно происходит вокруг него, рядом с ним. Герой презирает все это, как недостойное, мелкое. Получается, что Безухов считает себя выше самой жизни, которую ощущает как что-то «ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное».
Однако такой путь развития приводит героя к духовному тупику. Толстой показывает, что стремление к индивидуализму, так же, впрочем, как и полное подчинение чужой воле, вредоносны.
По мнению автора, эти ложные «схемы» мысли и поведения не приводят к истинному счастью. Они разъединяют людей, тогда как смысл человеческой жизни – это единение, основанное на равенстве всех перед Богом. В этом смысле эволюция героя в романе основана на его движении в сторону принятия ценности будничной, каждодневной жизни как выражения истинной реальности и высшего смысла.
Переломным моментом в понимании этого для героя становится Отечественная война 1812 года. Важно, что Пьер не участвовал непосредственно в сражениях. Однако он, стараясь быть сопричастным к нации, к общей беде, «пожертвовал всем» и снарядил на свои деньги ополчение.
Кроме того, именно Безухову выпало стать свидетелем Бородинской битвы. Неслучайно описание этого кульминационного сражения дано глазами невоенного человека, вообще далекого от какого-либо насилия - Безухов видит страшную бойню и не понимает ее смысла (которого, как подчеркивает Толстой, и не может быть, ибо любая война антигуманна и противоестественна). Зато на Бородинском поле Пьер осознает другое - свою полную непричастность к жизни народа, а значит, и свою ненужность.
Безухову выпадает испытать плен, физические и душевные мучения, унижения. Но ничто не может сравниться с его душевным кризисом, выйти из которого герою помогает лишь встреча с Платоном Каратаевым. Философия этого простого мужика дала возможность Безухову многое понять, приблизиться к осознанию истинного смысла существования: ««и все это мое, и все это во мне, и все это я».
В Каратаеве Пьер нашел настоящую духовность и мудрость жизни. Безухов понял, что счастье находится внутри каждого человека и заключается всего лишь в «удовлетворении потребностей»: «... Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому... бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей».
По мнению Толстого, жизнь как процесс состоит из поиска ответов на «духовные вопросы»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Духовный путь Пьера Безухова, представленный в романе, является подтверждением этой мысли.
Человек развивается и меняется, меняются, соответственно, и его взгляды. Поэтому мир, как, впрочем, и война глазами Пьера Безухова разнообразны и отражают этапы его духовного развития. В конце романа мы видим кардинально другого Пьера - обладающего собственным мировоззрением и «выстраданной» системой ценностей, развитие которых Толстой, возможно, видит в последующем «декабризме» героя.