Сочинение «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни...»
История государства Российского знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастья и страдания, запечатленные для потомков в летописях, сказаниях, записках очевидцев, свидетельствах современников.
Но никто до Л. Н. Толстого не показал войну с такой “ни перед чем не отступающей правдой”, с такой художественной силой. Писатель разрушает романтическое представление о войне, отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла, “противным всей человеческой природе событием”.
Описание военных действий 1805—1807 годов и Отечественной войны 1812 года составляет центр романа-эпопеи. Но автора интересуют не сражения и диспозиция, а самый факт войны— убийство. В философских рассуждениях писателя, в речах и поступках героев отражена его позиция как великого гуманиста. Словами Болконского говорит Лев Толстой о войне: “Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее...”
Эпоха наполеоновского нашествия — это время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, время войны. А война для писателя всегда “страшное дело”, великое преступление, ужасное и кровавое. Толстой постоянно сталкивает мир и войну, жизнь и смерть.
О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думает раненый князь Андрей: “Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух”. Война в романе — бессмысленная бойня. Вот как показано Бородинское поле после сражения: десятки тысяч человек лежали мертвыми на полях и лугах, где сотни лет одновременно сбирали урожай. На перевязочных пунктах земля были пропитана кровью.
Интересно проследить действия героев романа на войне. Кутузов чувствует ход событий и занят тем, чтобы сократить количество ее жертв. И это не случайно, потому что по воле автора именно он воплощает народное отношение к войне как к массовому убийству. Ни князь Андрей, ни Николай Ростов, ни Денисов не показаны на войне убивающими. Пьером, попавшим в гущу событий 1812 года, движут живая потребность человеческого общения и высокая сила сострадания. Милосердие становится основой поведения Наташи и княжны Марьи. Так война доказывает право называться человеком, хотя несет каждому страдания.
Войну Толстой изображает в двух измерениях: это война внешняя, написанная красным цветом крови, и внутренняя, подобно лакмусу, проявляющая нравственный уровень людей. Наполеон на поле сражения — подтверждение пушкинской мысли, что гений и злодейство — понятия взаимоисключающие. Писатель развенчивает героя: не может быть великим тот, кто рассматривает убитых и раненых с восхищением, а поле битвы — как место для экскурсии.
Война становится для героев Толстого проверкой на человеческую значимость.
Князь Болконский уезжает на фронт, пытаясь найти душевное равновесие, спокойствие. Но пребывание в армии не приносит ему удовлетворения, а ответ на мучивший его вопрос о смысле жизни находит Андрей не в свершении воинского подвига, а в величии и чистоте “высокого и бесконечного” неба Аустерлица. Все остальное — “пустое, все обман”. Война для него — явление “бессмысленное и гадкое”. В разговоре с Пьером под Бородино Болконский осуждает ее антигуманный характер. Война в понимании героя — “трудная и неприятная работа, а не минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку”. Это не для Андрея, он близок с простыми солдатами, ополченцами, боевыми командирами, с которыми разделяет все опасности и трудности военной поры и которые, признав в нем своего, зовут Болконского “наш князь”.
Так или иначе все герои Толстого сталкиваются с войной. Она врывается в их судьбы, калечит жизни. Семья Ростовых вынуждена покинуть Москву, а княжна Марья — Богучарово, Пьер Безухов переживает плен, “пышная графиня” Ростова теряет сына, превращаясь в “нечаянно забытое существо на свете”. Наташа, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство “ужаса перед уничтожением жизни”.
Оттеняя противоестественность войны. Лев Николаевич рисует удивительные по силе воздействия картины природы. Пейзаж выявляет резкий контраст между миром живого и той истребляющей силой, которую несет война. И снова Бородинское поле. Описывая его, Толстой следует традициям русского фольклора. До начала битвы “это живая местность”, а после сражения все пропитано кровью. Природа у писателя — живая участница событий. Она может оплакивать погибших: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на ребенка, на испуганных и изнуренных людей”. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?”
Эти слова обращены и к нам, в день сегодняшний, когда оружие поднимают друг на друга люди, некогда живущие в мире.
Пройдут годы, десятилетия, может быть, века, но придет время, и люди будут жить “всем миром” по законам добра, человечности, милосердия, которые были заложены Л. Н. Толстым в его романе “Война и мир”.