Сочинение Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые
Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» - это развёрнутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперёд в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный диалог. Отрывок насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, отражающими восхищение автора силой, стремительностью, неудержимостью тройки, являющейся образом Руси. Используемая в отрывке возвышенная лексика помогает выразить авторское восхищение и любовь к родине: «необгонимая», «созерцатель», «неведомая», «вдохновенная богом»… Также все эпитеты, обращённые к Руси, показывают мощь и огромную скорость, с которой она летит куда-то. Это такие эпитеты, как «бойкая необгонимая тройка», «божьим чудом», «наводящее ужас движение», «неведомая сила», «неведомых светом конях», «вдохновенная богом», «чудным звоном», «разорванный в куски воздух». Олицетворения помогают создать живой образ Руси, а также показать, как всё вокруг расступается, открывая ей дорогу. Это следующие олицетворения: «дымится дорога», «гремят мосты», «вихри сидят в гривах», «заливается колокольчик», «гремит воздух», «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». В тексте также используются сравнения, которые, помимо основного сравнения Руси с тройкой, усиливают эффект быстроты движения, стремительности: «молния ли это, сброшенная с неба?», «одни вытянутые линии, летящие по воздуху». Метафора «медные груди» показывает прочность, нерушимость, твёрдость, могущество несущейся Руси-тройки, её целеустремлённость. Чтобы показать огромное количество чувств, переполняющих автора, которые нельзя полностью передать ловами, автор использует умолчание. Для поэтичного и возвышенного звучания слов используется инверсия: «что бойкая необгонимая тройка несёшься», «дымом дымится под тобою дорога», «неведомая сила заключена», «чудным звоном заливается колокольчик», и другие. В отрывке используются сложные синтаксические конструкции. В основном это сложные бессоюзные предложения и простые предложения, осложнённые однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, обращениями. Ярко выражена эмоциональная окраска, используются восклицательные предложения. Вопросительные предложения показывают, что автор ведёт диалог с Русью. Особенно этот диалог виден в предложении: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа».
Многообразие средств языка придаёт отрывку красочность, насыщенность и образность, выражает авторские мысли, чувства и надежды на стремительные перемены в жизни России.