Изображение судеб народных в поэзии н. а. некрасова (на примере 3-4 стихотворений)
Изображение судеб народных в поэзии н. а. некрасова (на примере 3-4 стихотворений)
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Народ в поэзии Николая Алексеевича Некрасова изображен покорным судьбе, забитым, задавленным нищетой, покорным и неспособным к борьбе. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт изображает людей из народа, которые пришли к парадному подъезду в надежде попасть на прием к вельможе. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, бедственного положения и униженности пришедших: … некрасивы на взгляд Загорелые лица и руки, Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых… «Крест на шее и кровь на ногах» выступают как символ подвижничества и страдания. Швейцар прогоняет просителей, так и не приняв скудной лепты. Просители развели руками и ушли « с непокрытыми» головами. Описанию пришедших противопоставлено описание вельможи, купающегося в роскоши и его богатых палат. Отношение автора к нему выражено в следующих строках: … герой, Втихомолку проклятый отчизною, Возвеличенный громкой хвалой!.. . О жизни и судьбе народа Некрасовым сказано исчерпывающе в одной лаконичной фразе: « Где народ, там и стон… » «Размышление у парадного подъезда» завершает обращение автора к народу. Это обращение – и мучительный вопрос, и сочувствие, и негодование: Ты проснешься, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил? Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил? В «Железной дороге» поэт рассказывает о том, как по приказу Николая I был согнан народ со всех уголков России на строительство железной дороги. Спасаясь от голода, задавленные нуждой, на возведение дороги устремлялись толпы мужиков. Многие из них погибают. Оставшиеся же в живых получают бочонок вина в качестве вознаграждения за работу. А еще им «великодушно» прощают недоимку. Некрасов убежден в том, что любой труд заслуживает уважения и должен стать основой жизни человека. Но он имеет ввиду не ту работу, которая сводит в могилу или делает людей калеками. Например, в стихотворении «Несжатая полоса» поэт изображает пахаря, который не способен убрать оставшуюся в поле полосу: … Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял. Плохо бедняге – не ест и не пьет, Червь ему сердце больно сосет, Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети, Очи потухли и голос пропал, Что заунывную песню певал… Понятно, что пахарь уже проживет недолго и результатом своего труда порадоваться не успеет. Такой финал жизни крестьянина обеспечила именно нужда и непомерно тяжелый труд. Народные страдания заключаются не только в нечеловеческом труде и не только в вечной нищете. Бесправие, унижение человеческого достоинства довершают картину народного горя. В стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает историю ямщика, который из-за барского каприза женился на Груше, воспитанной вместе с барышней. Жизнь и несчастной Груши и самого ямщика загублена: она не приспособлена к крестьянскому быту, а ему нужна в доме хозяйка и работница. Некрасов нашел свой поэтический голос в стихах о народе. В. Г. Белинский, услышав стихотворение «В дороге» воскликнул: « Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный? » И как истинный поэт, Некрасов писал о том, что волнует его. Наполненность его лирики народными образами говорит о том, поэта тревожила судьба своего народа. Недаром ему принадлежат слова: « Я лиру посвятил народу своему» .
Не нашли ответ?
Похожие вопросы