Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смыслвысказывания русского филолога Л. В.Успенского: «Один словарный состав безграмматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, онполучает величайшее значен...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания русского филолога Л. В.
Успенского: «Один словарный состав без
грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он
получает величайшее значение».
По рассказу:(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не
помнил. (2)Первый раз он
увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она
вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно,
а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши,
ему казалось, что они
потом встанут.
(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был
смуглым, черноволосым, небольшого роста.
(9)И вдруг мать тихо сказала:
– (10)Смотри, это твой отец...
(11)Почему она так сказала? (12)Зачем? (13)Может быть,
случайно или потому, что
вспомнила мужа. (14)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной
фотографии, которая
висела у них дома.
(15)И мальчик поверил. (16)Он уже думал о солдате как о своём отце,
и в его детской душе родилось
новое для него чувство сыновней любви и нежности. (17)Как он гордился своим отцом! (18)И война с этой минуты уже не казалась
мальчику забавной, ничего
весёлого не было в том, как падали люди. (19)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал
чувство страха за близкого
человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.
(20)А на экране шла война. (21)Появились немецкие танки.
(22)Мальчик испугался:
«Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23)Танков было много, они
двигались вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал один артиллерист, потом другой,
третий... (25)И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
– (26)Стой, не пройдёшь!
– крикнул отец и бросил гранату. (27)В
этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
– (28)Это мой отец!
(29)Вы видели? (30)Это моего отца убили...
– закричал Авалбёк, желая, чтобы люди
гордились его отцом так же, как он.
(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил
сказать ему правду:
– (32)Да это не твой
отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.
(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать
мальчика его горькой и
прекрасной иллюзии.
(37)Мать наклонилась к
сыну, скорбная и строгая, в глазах её
стояли слёзы.
– (38)Пойдём, сынок,
пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что
значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но
она молчала. (44)Молчал
и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.
(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец,
который давно погиб на
войне.
Заранее спасибо.
Ответ(ы) на вопрос:
По-моему, Л. В. Успенский имеет ввиду единство формы и содержания языка. Ведь слова являются лишь базовыми элементами. Да, мы можем назвать словом предмет, его действие, обозначить его признаки. Но Нашу словесную «какофонию» не поймут, если она будет бессвязна. И как раз таки грамматика и помогает нам в создании связногословосочетания, высказывания, текста.
Например, очень интересно использованы антонимы «день и ночь» (предложение 21), ставшие фразеологизмом. Автор мог бы написать «постоянно» , но тогда не было бы того оттенка эмоциональности и каких-то еле улавливаемых, но все же присутствующих переживаний главной героини, от лица которой ведется рассказ.
А как точно прилагательные «одинокую, холодную» , предложение 22, описывают состояние героини. В данном случае они являются синонимами и гармонично дополняют друг друга, идеально сочетаясь при этом. Всё это придает художественной речи особой остроты и жизненности. Благодаря задействованным выражениям, словам, фразеологизмам мы можем не только сопереживать героине, но и чувствовать то же, что и она.
Но, это всё возможно если указанные слова использованы соответственно грамматике, если оно поступит «в распоряжение грамматики» . И тогда «словарный состав» приобретет «величайшее значение».
Не нашли ответ?
Похожие вопросы