Ответ(ы) на вопрос:
Подвиг преп. Сергия Радонежского (1314-1392), посвятившего всю свою жизнь служению Святой Троице, стал духовным источником нового монашеского движения. В период Киевской Руси мы не встречали подвижников именно с таким посвящением. Родом Сергий из Ростова Великого. С детства он был отмечен особым избранием свыше и явил свою недетскую любовь к Богу, Церкви, к св. книгам, к литургии. Он не имел земного наставника, жил и действовал под знаком "послушания сердца" Богу, и Сам Бог привел его в монашество, в аскезу, к совершению пустынножительного подвига - "невидимой брани" в лесной глуши на пригорке Маковец, где теперь Св. -Троице-Сергиева Лавра. Митр. Феогност дал благословение поселиться и служить. Его подвиг духовной борьбы за обретение единства с Богом означал упорную борьбу с самим собой, со всем, что уводит от Бога и Его Церкви, со своим воображением, с неуверенностью и со всеми страхами, угнетавшими русского человека времен долгой оккупации. Это подвиг борьбы за достижение чистоты сердца и за обретение силы духа в предстоящей борьбе за свободу. Одно из самых серьезных испытаний в начальном периоде совершенно уединенной жизни преп. Сергия - нападение "полка бесовского" с угрозами и требованиями покинуть это место. Скупо свидетельствует житие о том, что Сергий, "молитвою вооружившись, прогнал бесовское полчище и пребывал без боязни, поя и славя Бога". Сергий достиг совершенного послушания Духу Святому и обрел благодать Премудрости, преобразившую его сердце. Появились ученики, и Сергий образовал вместе с ними "особножитный" монастырь, где каждый сам обеспечивал себя трудом, в бедности и простоте жизни. С именем Сергия многие связывают появление на Руси исихастской практики Иисусовой молитвы. Сергий взял на себя задачу быть духовником братии, но игуменом себя долго не считал и убеждал личным примером жизни по Евангелию. Труд, порядок, дисциплина были необходимы для жизни братии в трудных условиях севера, но все было пронизано духом молитвы и любви к Богу и ближнему. Матерь Божия вместе с апостолами Петром и Иоанном однажды посетила его (впервые на Руси) и назвала его "избранником Своим". Число монахов росло, монастырь приобретал общерусское значение, и Сергий получил от Церкви повеление ввести общежительный устав, как это уже было раньше в Киево-Печерской Лавре, и стать его первым игуменом (1353 г. ) Руководство Сергия было не только духовным, но и административным. Появились общее хозяйство, странноприимство, благотворительность, вероятно, первая богадельня. Преп. Сергий не стал миссионером, проповедником или автором духовных книг - не на это служение призвал его Господь. Не стал он и митрополитом, хотя Алексий ему это и предлагал, предчувствуя грядущую смуту. Внешне он - смиренный и тихий по нраву инок-подвижник, простой плотник и земледелец, скромный монах, не стремившийся быть начальствующим организатором, но в главном, по обретенной им силе Духа, он - "благодатный воспитатель русского народного духа" (В. О. Ключевский) , созидатель "Святой Руси". Писатель Борис Зайцев писал: Сергий "давал ощущение истины, истина же всегда мужественна, всегда настраивает положительно на дело, жизнь, служение и борьбу. Исторически Сергий воспитывал людей, свободных духом, не рабов, склонявшихся перед ханом. Ханы величайше ошибались, покровительствуя духовенству русскому, щадя монастыри. Сильнейшее - ибо духовное - оружие против них готовили "смиренные" святые типа Сергия, ибо готовили и верующего, и мужественного человека".
Время подвига Сергия Радонежского - это тяжкая пора монголо-татарского ига; это время духовного разлада и разгрома нравственных сил. В задачи Сергия и двух других выдающихся подвижников Земли Русской - Стефания Пермского и митрополита Алексия - входило духовное пробуждение русского народа, как основы собираемой русской государственности. Это была незаметная работа, рассчитанная на десятилетия и даже столетия. Сергию уже при жизни посчастливилось увидеть частичные плоды своего труда: духовная возрожденная. Русь выставила славные боевые полки на поле Куликово и победила своего страшного врага в открытом бою! С малых лет для Сергия духовным идеалом была Личность Христа, Его Живая Этика, Его личный пример. Именно, "делай как Я! " - заповедал Христос, и Сергий шел по жизни, не отступая от этого животворящего принципа.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы