Помогите ответить на вопрос. литература. 10 класс. "человек в футляре".А. П. Чехов
Помогите ответить на вопрос. литература. 10 класс. "человек в футляре".А. П. Чехов1)Почему Беликов медлил сделать предложение Вареньке? 2)Жизненные принципы Беликова?
Ответ(ы) на вопрос:
человек, который должен был бы чувствовать себя наиболее привычно в среде, им же самим создаваемой, в нравах, им насаждаемых, он первый же и страдает от них. Тот самый Беликов, которого все так боятся, не может даже спокойно спать по ночам. Ему страшно даже в своем футляре, он боится своего повара Афанасия, воров и думает, “как бы чего не вышло”. Метод зарисовки Чеховым портрета «Человека в футляре» близок гоголевской манере создания сатирического образа. Чтоб возбудить ненависть к явлениям, «весь отвратительный характер которых не всякий может увидеть невооруженным глазом» , (2) Чехов пользовался бичом Гоголя, методом сознательного заострения. Вслед за Гоголем он подчеркивал бедность внутреннего мира своего «героя» , выделяя одну, ведущую черту его, и приводя в соответствие с нею все детали не только физического, морального, интеллектуального облика персонажа, но и его бытового предметного окружения: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось тоже было в чехле, т. к. он все время прятал его в поднятый воротник» (т. IX, стр. 254). Подобно тому, как Гоголь заставлял каждую вещь в доме Собакевича говорить: «И я тоже Собакевич» , так Чехов настойчивым введением в рассказ таких аксессуаров, как: чехол, футляр, полог, ставни, задвижки, колпак и прочее, помогает читателю сосредоточить внимание на «заглавной» , определяющей черте — ограниченности своего «футлярного» героя. Типический сатирический образ «Человека в футляре» постоянно привлекался В. И. Лениным и И. В. Сталиным для разоблачения в дореволюционное время казенщины, бюрократизма, для характеристики близоруких «деяте-лей» , не понимающих жизни, ее исторических закономерностей, изолирующих себя от активной борьбы за народное освобождение, (1) и для разоблачения в условиях советской действительности тех, кто испытывал «тревогу, растерянность, боязнь, страх» при виде грандиозных успехов социализма. (2) Рассказ «Человек в футляре» , как и последующие два рассказа этого цикла, имеет своеобразную конструкцию: это рассказ в рассказе; повествование о центральном событии ведется не автором, а рассказчиком, причем каждый из трех персонажей: ветеринарный врач Иван Иваныч, учитель гимназии Буркин и помещик Алехин — попеременно являются то рассказчиком, то действующим лицом, то слушателем. Таким образом, в рассказах дан как бы обмен жизненным опытом. Несколько по-иному, хотя и близко к первым трем рассказам, написан «Ионыч» ; об особенностях его композиции будет сказано позднее. В центре каждого рассказа один «случай» , но раскрытие его дает возможность читателю проследить целую историю жизни человека. Эти «истории» в четырех рассказах в соединении с менее развернутыми, порой едва намеченными, эпизодами и фигурами в обрамляющей части рассказов создают обобщающее представление о характере современной жизни. В центре рассказа «Человек в футляре» история наиболее ясного «футлярного» типа, учителя Беликова. «Преблагонравный и престарательный» , робкий, аккуратный Ванюша Шпонька, прятавший перочинный ножик «в небольшой кожаный чехольчик» , превратился в конце XIX в. под пером Чехова в угрюмую фигуру чинуши — учителя Беликова, спрятавшего в футляр не только перочинный нож, часы, но и мысли, чувства, всю свою жизнь и жизнь окружающих, создавшего «удушающую атмосферу» всеобщего страха, заторможенности, боязни всего нового.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы