Дипломная работа: Адаптация умственно-отсталых детей

1.1 Адаптация человека: понятие, структура, содержание

1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

1.3 Характеристика условий обучения в школах-интернатах 8-го вида и типологических особенностей личностного и психофизиологического потенциала адаптации умственно-отсталых подростков

1.4 Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в школах-интернатах

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната 8-го вида

2.1 Характеристика программы, методов и методик исследования адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков

2.2 Анализ результатов первичного исследования адаптивных возможностей умственно-отсталых подростков

2.3 Анализ цикла занятий по коррекции и развитию адаптивных возможностей умственно-отсталых подростков

2.4 Анализ результатов контрольного исследования

2.5 Сравнительный анализ результатов первичного и контрольного исследования

2.6 Корреляционный анализ результатов исследования

Выводы и рекомендации

Заключение

Список используемой литературы


Введение

В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми.

В 90-е гг. в нашей стране в результате демократических перемен, реформ специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и декларации в области прав человека (в том числе прав ребёнка, прав инвалидов) произошли большие изменения в системе специальной помощи лицам с умственной отсталостью, что нашло отражение в статьях, внесённых в федеральные законы «Об образовании» (1991 г), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) и ряде других документов [59; 3-5].

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равное со всеми право на образование. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватное условие и равные возможности для получения образования, лечения и оздоровления, коррекцию нарушения развития и реабилитацию, социальную адаптацию.

В эти же годы появляются правительственные документы (Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено Правительством РФ 12.03.97г. №228), проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999 г.). Принятие этих документов позволило закрепить равные права на получение общего среднего и профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения [1; 16-28].

Большинство этих детей обучаются в школах-интернатах. Вновь поступающие в интернатное учреждение дети - это отдельная проблема. Поступление в школу-интернат для них принципиально новый этап жизни. Им трудно приспособиться к новой обстановке, особенно, если они пришли из домашних, может даже ещё худших для них условий. Им трудно адаптироваться к отсутствию близких людей, возможно плохо заботящихся о них, к режиму учреждения, к новым взрослым-воспитателям, учителям, к большому числу воспитанников, которые теперь всюду их окружают, к постоянному шуму, к своей новой постели, к новой еде, наконец, к обучению в школе, к внутренней жизни самого детского коллектива, которая развивается по своим принципам и законам, и стать частью этого коллектива. Тем более, как показывает практика, дети не всегда хорошо относятся к новичкам. Поэтому адаптация часто оказывается весьма болезненной для ребёнка.

Большинство воспитанников интернатных учреждений не обладают навыками адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности: не удовлетворяются основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, ласке и т.д. У них усугубляются чувства страха, тревоги, злости, обиды. Поэтому проблема формирования навыков адаптации является актуальной для интернатных учреждений.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных психологов и дефектологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Г.М. Дульнева, В.В. Воронковой и зарубежных специалистов А. Гине, М. Паркер, Ж. Вудхаус и др.

Актуальность проблемы адаптации проявляется в том, что неудовлетворённая потребность в одиночестве, отдыхе от общества других детей, приводит воспитанников на чердаки и в подвалы, они убегают из школ. В этих укромных уголках и без необходимого внимания педагогов, воспитанники порой способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки.

Таким образом, необходимо помогать каждому воспитаннику коррекционной школы воспитывать в себе симпатию по отношению к другим детям, взрослым и формировать привычки, позволяющие в будущем хорошо заботиться о себе и об окружающих. При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с отклонениями в развитии.

Цель исследования - изучить факторы, влияющие на адаптацию умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната 8-го вида.

Объект исследования:

-теоретический - адаптационные возможности умственно-отсталых подростков;

-эмпирический - учащиеся 8 «В» класса Стародубской школы-интерната 8-го вида.

Предмет исследования – процесс коррекции и развития адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната 8-го вида.

Гипотеза - предполагается, что специально-организованные коррекционно-развивающие занятия оказывают влияние на процесс развития адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната 8-го вида.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «адаптация», особенности протекания процесса приспособления к условиям школы-интерната 8-го вида в теоретических источниках.

2. Подобрать комплекс методик для исследования процесса адаптации умственно-отсталых учащихся в коррекционной школе-интернате.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 498
Бесплатно скачать Дипломная работа: Адаптация умственно-отсталых детей