Дипломная работа: Анализ программ государственного софинансирования пенсий

Введение

Актуальность. В современной России проблема совершенствования системы социального обеспечения становится одной из актуальных. Социальная функция социального обеспечения направлена на восстановление общественного статуса социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни государства. В условиях радикальной трансформации общества, а именно перехода на рыночные условия жизни, с особой остротой встают проблемы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения, в том числе пенсионеров. Важнейшей составляющей частью социальной политики в отношении пенсионеров выступает пенсионное обеспечение.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально – экономический баланс между поколениями. Этот процесс поставил вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявил новые требования к пенсионной системе. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире. И в России этот вопрос во всей остроте встал впервые в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений [2].

Особую актуальность проблема пенсионного реформирования приобрела в последние годы в связи с тем, что: а) имеет место естественная убыль населения как следствие демографического кризиса; б) продолжается тенденция уменьшения количества работоспособного населения и, как следствие, рост числа нетрудоспособных граждан, в основном пенсионеров; в) происходит значительное ухудшение здоровья и качества жизни пенсионеров на фоне явно недостаточного для полноценной жизни среднего размера пенсии [37].

Поэтому изучение пенсионной системы в современной России является не только важной научно-исследовательской задачей, но и одной из главнейших практических проблем общественного развития.

Вопросы пенсионного обеспечения, пенсионного страхования постоянно находятся в центре внимания общества. В настоящее время данный вопрос актуален не только для граждан пенсионного или предпенсионного возраста.

Тема формирования будущей пенсии должна быть, в первую очередь, интересна и молодым гражданам – будущим пенсионерам. Принятый 30 апреля 2008 г. Федеральный закон №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» призван повысить уровень пенсионного обеспечения с помощью добровольных пенсионных накоплений граждан. Для этого создана система стимулирования добровольных пенсионных накоплений через софинансирование за счет средств федерального бюджета – Фонда национального благосостояния.

Данный закон направлен на создание максимально выгодных условий, для того чтобы граждане принимали деятельное участие в формировании своей будущей пенсии и смогли повлиять на ее размер. В соответствии с вышеназванным законом российские граждане получили возможность увеличить размер своей будущей пенсии, уплачивая на накопительную часть трудовой пенсии дополнительные страховые взносы, которые при соблюдении определенных условий будут в течение 10 лет софинансироваться государством. Такие меры государственной поддержки формирования пенсионных накоплений получили название – Программа государственного софинансирования пенсии [32].

Поэтому стратегическим фактором в формировании современной пенсионной системы России является создание данной Программы.

В национальных системах социальной защиты населения важная роль принадлежит дополнительное добровольное страхование пенсий, которое призвано служить важным дополнением к государственным пенсионным механизмам.

В основу Программы государственного софинансирования заложена идея постепенного и безболезненного перехода граждан и государства на общемировые стандарты пенсионного обеспечения.

Конвенциями Международной организации труда установлена стандартная минимальная норма пенсионного обеспечения. Отношение средней пенсии к средней заработной плате, так называемый коэффициент замещения, должно быть не менее 40%. Имеется перечень стран, где коэффициент достаточно высокий, например, в США, Германии, Швейцарии соотношение средней пенсии к средней зарплате составляет 60%, в Дании 62%, в Нидерландах 70% [48].

В промышленно развитых странах системы государственного софинансирования пенсии отличаются друг от друга как по структуре, масштабам и характеру охвата, так и по условиям участия в них и размерам пенсионных выплат.

Например, во Франции, Германии действует программа софинансирования пенсии, на основе договорных отношений работодателей (и их объединений) и коллективов работников частная профессиональная пенсионная система, в рамках которой работодатели обязуются застраховать своих работников и уплачивать для этого страховые взносы.

Добровольная индивидуальная пенсионная система для организации индивидуальных пенсионных программ наемных работников (граждан) уже несколько поколений реализуются и в таких странах как Австралия, Канада, Чили, Япония.

В западных странах коэффициент замещения высокие, потому что пенсия формируется не только за счет государства, но и сами граждане активно участвуют в формировании своей будущей пенсии.

Государство ставит перед собой цель поднять коэффициент замещения до 40 процентов, т.е. довести до международных стандартов. Этого можно достичь переходом пенсионной системы на страховые принципы. И переход в 2009 году от ЕСН к страховым взносам – это как раз переход на страховые принципы, которые должны привести к развитию негосударственных институтов пенсионного обеспечения граждан, граждане должны начать активно участвовать в формировании своей будущей пенсии [12].

Таким образом, можно сказать, что предпочтение отдано пенсионным системам, основанным на дополнительных взносах, поэтому и в Российской Федерации вступила в действие Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует, как уже было сказано выше, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Важная роль в реализации Программы отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Опыт стран, которые уже более века развивают помимо государственного частное финансирование пенсий, показывает результаты, доказывающие необходимость внедрения накопительных принципов и в российской практике.

Предназначение НПФ заключается в более полном использовании возможностей и инициатив работодателей, работников (неработающих граждан) и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных. Основная цель пенсионного страхования – гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни.

Проанализировав источники динамики, средний размер пенсии в России, можно отметить, что соотношение средней пенсии к месячному доходу медленно, но все, же повышается, и уже готово приблизиться к 60%. И в тоже время, нам в этом смысле далеко до развитых европейских стран, где эта пропорция составляет 85–90% (Германия). Программа государственного софинансирования пенсии призвано выправить эту ситуацию [71].

Поэтому все возрастающее общественное значение приобрели вопросы социальной защиты населения: совершенствование пенсионного законодательства, регулирование страховых отчислений, индексация пенсий и другие, ибо речь идет о такой важнейшей сфере жизнедеятельности общества, как создание достойных условий жизни для престарелых, будущих пенсионеров и т.п.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы.Исследование социальных проблем пенсионного обеспечения, формирующегося в нашей стране в условиях становления рыночной экономики, стало в отечественной науке особенно востребованным в 90-е годы ХХ века.

Процесс реформирования пенсионного обеспечения Российской Федерации и развития системы государственного софинансирования пенсии нашли определенное освещение в научных публикациях. Литературу, имеющую отношение к данной теме условно можно разделить на несколько групп:

Например, авторы первой исследуют финансово-экономические проблемы пенсионного обеспечения. Можно выделить следующих авторов: В.Н. Баскаков, Е.Ш. Гонтмахер, Г.П. Дегтярев, М.Э. Дмитриев, С. Ерошенков, О.М. Колобаев, В.Д. Роик, А.К. Соловьев, Д.Я. Травин, и др.

С правовой точки зрения, пенсионное обеспечение подробно рассматривают в отечественной науке такие авторы, как Т.К. Миронова, М.И. Кучма, Э.Г. Тучкова и др. Конкретные подразделы пенсионного обеспечения (льготный, профессиональный и др.) представлены в работах В.Г. Белякина, М.М. Карагодина, А.П. Колесника и др.

Особо важными в методологическом плане для данной работы оказались работы С.В. Захарова, В.Н. Баскакова, О.В. Синявской,Т.М. Малевой, Г.В. Рахмановой, А.К. Соловьева, где отводится должное внимание вопросам и проблемам пенсионного обеспечения в России на фоне демографических процессов, происходящих на рубеже 20–21 вв., рассматриваются социальные последствия реформирования системы пенсионного обеспечения России и процесс реализации Программы государственного софинансирования пенсии.

К работам имеющих отношение к системе и деятельности пенсионных фондов в нашей стране можно отнести исследования Д.Г. Александрова, Г.Н. Карандаева и др. Вместе с тем, большинство этих работ так и не вышли за рамки диссертационных исследований, что, несомненно, снижает их научное значение и уровень использования научных результатов.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 689
Бесплатно скачать Дипломная работа: Анализ программ государственного софинансирования пенсий