Дипломная работа: Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус
Работу выполнила:
студентка 5 курса
факультет психологии
и педагогики
Сидоренко Юлия
Находка
2008 г.
Содержание
Введение
1. Становление самооценки и социально психологические характеристики дошкольника в процессе взаимодействия в группе
1.1. Закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника
1.2. Социометрический статус дошкольника в контексте межличностного общения
1.3. Соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки. Выводы
2. Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников
2.1. Объект и этапы экспериментального исследования
2.2. Методы и методики
2.3. Результаты исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Необходимость активизации инте ллектуальных ресурсов нашего обще ства является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, она предполагает решение проблемы развития социального интелле кта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других люде й и самого себя, свои взаимоотноше ния с окружающими, а также прогнозировать ме жличностные события. Лишь на этой основе возможно усиле ние творческой активности личности, возрастание ее тре бовате льности и критичности по отноше нию к себе и к своей деятельности, сознательное управле ние своим поведением, превращение че лове ка из объекта воспитате льных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность че ловека не только к познанию вне шнего мира, но и к самосознанию считается не отъемлемой че ртой, присущей подлинно инте ллигентному че ловеку.
Совре менное научное знание де монстрируе т возрастающий интере с к п робле ме самосознан ия личности, её социального статуса в группе. Этот инте рес отражае тся в научных иссле дованиях, где данная проблема зани мае т це нтральное положе ние и анализируется в психологиче ском и во многих других аспектах.
Надежной осн овой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание созн ания как двуе диной орие нтации челове ка в окружающе м мире и в самом себе . Исходя из такого понимания, самосознание можно опре де лить как сознание , объе ктом которого являе тся сам субъект. В результате человек приобретае т способность к оценке своего знания, нравственного облика, интере сов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке се бя, самооценки.
Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе [1].
Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих: социальной группы, взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Работа посвящена крайне важной, но малоисследованной проблеме соотношения самооценки и социального статуса, который зависит от межличностных отношений ребенка с другими детьми, и взрослых.
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Тема зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Задача данной работы заключается в том, чтобы дать теоретические и практические ориентиры педагогам и психологам для работы с дошкольниками в этой сложной области, которая во многом связана с многозначностью трактовок понятия «межличностные отношения».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--